Надежда Дашук
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Цветик-семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в сказку «Цветик – семицветик детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы
Возрастная группа : старшая
Тема НОД: «Путешествие в сказку «Цветик-семицветик»».
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Цветик-семицветик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цель: Воспитание духовно – нравственных качеств по сказке В. Катаева «Цветик – семицветик».
Задачи: Образовательные задачи: продолжать учить пересказывать знакомые сказки, анализировать характер и поступки героев.
Развивающие задачи : развивать интерес к художественной литературе, навыки общения, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, развивать ловкость и координацию движений.
Воспитательные задачи: на основе художественных произведений воспитывать такие качества как, доброта, сострадание, милосердие, отзывчивость.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная, продуктивная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Форма проведения: совместная деятельность.
Методы и приё мы: а) методы словесной передачи: беседа, вопросы, художественное слово; б) методы наглядной передачи: присутствие кукольных персонажей; в) методы практической деятельности: игра-путешествие, физ. минутка, физическое упражнение, игра-забава, дидактическая игра; г) эмоциональные методы: поощрения, сюрпризный момент, сувениры.
Ход НОД
1. Вводная часть.
В: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Посмотрите сколько гостей к нам пришло. Давайте поприветствуем их. Какой сегодня чудесный, особенный день, вы согласны?
Д: Да!
В: Давайте мы с вами поздороваемся по- особенному.
Становимся в круг и повторяем за мной:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Психологический настрой. «Цепочка дружбы».
Воспитатель: Дети, встанем в круг, настроимся на дальнюю дорогу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями у вас маленький шарик, покатаем его!
- А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям. У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям!
- Молодцы, вы оказали внимание гостям, а теперь, пожалуйста, внимательно выслушайте меня. Сегодня такой прекрасный день и я приготовила вам сюрприз. Хотите узнать, какой?
Дети: Да! Конечно!
Воспитатель: Ну, тогда смотрите! (Открываю сундучок стебель с грустным лицом, на котором не все лепестки). Ой, что же случилось с нашим цветочком!
Дети: цветочек где-то потерял свои лепестки и очень грустит.
Воспитатель: А из какой сказки может быть этот цветок, вы догадались?
Дети: Да! Из сказки «Цветик – семицветик»!
Воспитатель: Правильно из сказки «Цветик – семицветик»
На макушке у цветочка
Семь волшебных лепесточков, Исполняющих мечты.
Не спеши сорвать их ты-
Много в мире роз, ромашек,
Незабудок, маков, кашек
Но один на свете
Цветик-семицветик.
Воспитатель: Кто является главным героем этой сказки?
Дети: Главный герой- девочка Женя.
Воспитатель: Почему это сказка, как вы думаете?
Дети: Потому что там есть волшебство (волшебница-старушка, волшебный цветок).
Воспитатель: Ребята, наша сказка авторская. Как вы думаете, что такое авторская сказка?
Дети: Это та сказка, которую написал писатель, автор. (Ответы детей).
Воспитатель: А какой автор написал сказку «Цветик-семицветик»?
Дети: Эту сказку написал Валентин Катаев.
Воспитатель: Ребята, а мы сможем помочь Цветику-Семицветику?
Дети: Да. (Хором).
II часть:
В:Тогда отправляемся в путь.
Физминутка.
По лесной тропинке в сказку мы пойдем Цветик-семицветик быстро соберем.
Мы идем,идем,идем
Никогда не устаем
Все преграды на пути
Можем запросто пройти.
В: Совсем забыла сегодня почтальон нам принес письмо. Это волшебное письмо, просто так я вам его не смогу прочитать; здесь сказано отдать детям, которые знают волшебные слова. Авы знаете?
Д: Да!
В: Сейчас посмотрим. «Игра закончи предложение».
Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
Зазеленеет старый пень
Когда услышит. (добрый день).
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы (спасибо).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорим (до свидания).
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь (здравствуйте).
Воспитатель: Молодцы ребята, знаете «волшебные слова»!
Воспитатель:(Осматривает конверт) (Вскрывает письмо и читает)
«Дорогие ребята!
Я знаю, что вы любите сказки! Но случилась беда: сильный северный ветер разбросал лепестки Цветика- семицветика. Помогите, пожалуйста, их найти. Подсказка у вас в конверте, на карточках с картинками. Дружественный южный ветер принес их к вам. Расставьте карточки в той последовательности, как идет сказка. Это и будет ваш путеводитель. Если вы сделаете все правильно, то соберете потерянные лепестки и поможете цветику-семицветику.
С благодарностью. От волшебницы цветочного сада.
Воспитатель: А сейчас, ребята, вспомним сказку «Цветик-семицветик» и правильно расставим карточки с картинками. Вспомним, как цветик-семицветик оказался у Жени.
На какое первое желание потратила Женя свой первый лепесток? Какие волшебные слова она произносила, что бы желание исполнилось? Давайте мы их вспомним.
Ребята, подумайте, могла Женя не тратить на такое желание лепесток? Как она должна была поступить?
(Дети раскладывают карточки одну за другой, вспоминая и описывая события из сказки)
Воспитатель: Какие вы молодцы, как хорошо вы знаете сказку, правильно расставили картинки, а они нам подскажут цвет лепестков. Теперь посмотрим на наш путеводитель и подумаем, куда мы отправимся сначала, чтобы найти наши потерянные лепестки?
Воспитатель: Вы все сделали правильно, поэтому наш первый желтый лепесток нашелся!
Воспитатель: Ребята, вернем этот лепесток нашему цветику. (Дети крепят лепесток к цветку.)
Воспитатель: Заглянем в путеводитель, что же нас ждет дальше?
Дети: Дальше мы отправимся домой, к девочке Жене.
Воспитатель: Какие волшебные слова произносила девочка Женя, что бы вернуться домой?
Физкультминутка.
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Воспитатель: А что же случилось с Женей дома?
Дети: Женя разбила вазу, не сказала об этом маме и обманула ее.
Воспитатель: Как вы думаете, это какой поступок и почему?
Дети: Женя ведь понимала, что поступила нехорошо, и все равно не призналась маме.
Ответы детей: Этот поступок Жени плохой, она поступила не правильно!
Воспитатель: Ребята, а как бы вы поступили?
Ответы детей: Я бы признался маме и попросил прощения.
Воспитатель: Ребята, а мы можем помочь Жене собрать вазу и тем самым найдем второй красный лепесток. (Собирают вазу). Молодцы правильно собрали вазы, сложно было это сделать? А могло бы так, чтобы любимая ваза не разбилась?
Д: Если бы Женя была внимательнее.
Воспитатель: Вернем и его нашему цветочку. (Крепит лепесток к стеблю).
Воспитатель: Куда теперь мы держим путь (Подходят к путеводителю).
Дети: На Северный полюс! (Пересказ)
Звучит фонограмма «Вьюга».
Мы с вами на Северном полюсе, чувствуете, холодно стало!
Воспитатель: А, что произошло с нашей Женей на Северном полюсе, кто помнит?
Дети: Женя на Северном полюсе встретила моржа и семь белых медведей один другого страшней, а самого большого Женя очень испугалась.
Воспитатель: Ребята, а какие лепестки на Северном полюсе использовала Женя?
Дети: Она использовала лепестки синего и зеленого цвета, а они есть на нашем цветочке.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, обидное, злое слово леденит душу и охлаждает дружбу. Давайте,«согреем» друг друга ласковым, теплым словом и сыграем в игру.
Игра «Передача добра»
Дети становятся в круг, гладят друг другу ладони, говорят добрые слова и комплименты, называя друг друга по имени ласково.
Воспитатель: Теперь мы убедились, что ласковое, доброе слово согрело нас.
Совсем мы замерзли на Северном полюсе, нам, как и Жене, нужно возвращаться. Какого цвета лепесток тратит Женя? (зеленый). Давайте произнесем волшебные слова, что бы оказаться снова на дорожке в сказке.
Воспитатель: Куда же нам теперь? (Подходят к путеводителю).
Дети: К игрушкам! Возвращаемся домой! Это оранжевый лепесток, он есть у цветка.
Воспитатель: Ребята, кто хочет рассказать про оранжевый лепесток?
Дети: Во дворе Женя встретила девочек с игрушками и её взяла досада. Она загадала, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои! (Рассуждение детей.).
Воспитатель: Ребята, а о чем нам расскажет фиолетовый лепесток?
Дети: Женя отказалась от игрушек и ей пришлось потратить на это фиолетовый лепесток. Она посмотрела на свой цветик-семицветик и говорит, что шесть лепестков потратила и никакого удовольствия не получила.
Воспитатель: Ну что же, желания Жени исполнились!
Ребята, посмотрите, сколько лепестков у нашего цветика-семицветика и сколько осталось нам найти?
Дети: У цветика шесть лепестков, осталось найти один!
Воспитатель:(Обращает внимание детей на бейсболку) Смотрите, что это? Дети: Это бейсболка.
Воспитатель: Кому бы она могла принадлежать?
Дети: Наверное, Вите, мальчику из сказки «Цветик-семицветик».
Воспитатель: А кто хочет нам рассказать, что случилось с Витей и Женей в сказке?
Дети: В сказке Женя встретила красивого мальчика Витю. Он болел и не мог играть с Женей, поэтому она решила совершить добрый поступок.
Воспитатель: Ребята вы все правильно рассказали! А, что же было дальше?
Дети: Женя загадала, что бы Витя был здоров! Женя потратила на это желание свой последний лепесток…
Воспитатель: А, как вы думаете, правильно ли поступила Женя? (Ответы детей).
Дети находят голубой лепесток и крепят его на цветок. (Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, мы справились со всеми заданиями, нашли все лепестки и наш цветок улыбается. Наш цветик-семицветик больше не грустит, а радуется (перевернуть ротик цветка на улыбку).
Воспитатель: Женя только голубой лепесток потратила на доброе дело. Ребята, а на что вы потратили бы последний лепесток волшебного цветка? (Ответы детей).
(Идет обсуждение «Добро всегда возвращается»).
Воспитатель: Ребята, есть такое добро, которое нельзя услышать и потрогать – это доброе сердце и душа. В народе это ценилось превыше всего, и о таких людях слагались пословицы и поговорки. А вы знаете какие-нибудь пословицы о добре?
Дети поднимают руки и по очереди произносят пословицы о добре:
Доброе дело два века живет.
Доброму везде добро.
Добро не лихо, ходит тихо.
Добро не горит, не тонет.
Добро творить — себя веселить.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что мы сегодня делали? Что вам понравилось больше всего? Вы собрали весь цветок. Каким цветом был первый лепесток? 2,3. Какое самое хорошее желание было у Жени?
Молодцы ребята, вы у меня самые умные и добрые дети. Я хочу подарить вам по волшебному цветку. Пусть он исполняет все ваши желания только хорошо подумайте, может вы и сами его осуществите. Подарит вам хорошее настроение.