Валентина Федоровна Жезлова
Развитие речи и воображения детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы развития речи, воображения детей раннего возраста в последние годы вызывают пристальный интерес у педагогов и психологов. Ученые отмечают, что целенаправленное развитие этих психических процессов важно как для психологического здоровья детей, так и для обеспечения условий их плавного перехода от раннего к дошкольному возрасту.
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Анализ литературы (С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина, Н. В. Разина) показывает, что все важнейшие изменения, которые происходят с ребенком при переходе его от раннего к дошкольному возрасту связанны с его речевым развитием. Речь дает возможность ребенку управлять собой и быть управляемым другими. Она позволяет заменять реальные ситуации и предметы словами и предложениями, высказываться по поводу выполняемой деятельности выйти за рамки непосредственного восприятия в мир воображения.
Анализируя особенности развития воображения, известный ученый Л. С. Выготский отмечал его тесную связь с восприятием и речью. В качестве примера он описывал эксперимент, в котором от ребенка требовалось произнести фразу, которая бы противоречила реальному положению вещей.
Ученый отмечал, что до определенного возраста малыш не в состоянии справиться с этой задачей. Правильные ответы, которые давали дети раннего возраста в этом эксперименте, он связывал с появлением у них воображения как самостоятельного психического процесса. Решая задачи диагностики воображения детей, мы в своей работе решили попытаться повторить эксперимент, предложенный ученым.
Мы сажали куклу далеко от детей, чтобы они не могли включить ее в свою игру и спрашивали детей, что делает кукла. Все дети отвечали, что кукла сидит. После этого мы предлагали детям повторить за взрослым предложение «Кукла Маша стоит».
Анализ ответов и поведения показал, что большинство детей не справились с заданием: ряд воспитанников молчали, некоторые говорили, что она сидит, испуганно глядели на взрослого, опускали глаза. Лишь несколько детей, поглядывая на куклу, говорили «Кукла Маша стоит».
Таким образом, при выполнении этого задания большинство детей ориентируются на наглядную ситуацию, которая мешает проявлению их воображения, истоки которого начинают зарождаться в предметной деятельности.
Общеизвестно, что предметно-манипулятивная деятельность – главный вид деятельности детей раннего возраста. Психолог Н. В. Разина выделяет специальные «ключевые действия», в которых отображается функциональное назначение того или иного предмета (ручкой пишут). Для определения способностей детей выделять ключевые действия с предметами мы предлагали детям считывать ключевые действия взрослых и самим демонстрировать различные ключевые действия с предметами и без них.
Анализ полученных результатов диагностики показал, что самые маленькие дети двух-двух с половиной лет затрудняются понять действия другого человека. Воспитанники, которым исполнилось два с половиной и более лет в реальной ситуации с игрушками и предметами могут выполнить ключевые действия, а вот, к примеру, показать, или на словах рассказать, как укладывать куклу спать без самой куклы не могут, т. е. не могут действовать в воображаемом плане.
Такое положение дел потребовало от нас проведения целенаправленной работы по созданию условий, обеспечивающих безболезненный переход детей от раннего к дошкольному возрасту.
При этом главными задачами нашей деятельности являлось целенаправленное развитие у детей способностей использовать речь для общения и регуляции своей деятельности, действовать в воображаемом плане, что, по мнению ученых, обеспечивало формирование их психологической готовности к переходу во вторую младшую группу детского сада.
Работа с детьми включала шесть этапов. Коротко опишем особенности работы на каждом из них.
На первом этапе мы формировали у детей обобщенное восприятие предметов через организацию совместной со взрослым продуктивной деятельности, учили их выделять свойства, назначение предметов, затем (второй этап) обучали осознавать себя как отдельность в продуктивных видах деятельности, где взрослый занимал независимую позицию по отношению к ребенку, которую ярко демонстрировал. Задачей третьего этапа являлось обучение малышей умению участвовать в совместной со взрослым деятельности в качестве самостоятельного субъекта. На четвертом этапе побуждали осмыслять и переосмыслять предметы, действия с ними. На пятом этапе мы развивали у детей способности действовать в воображаемом плане. Для этого они занимали в общении с детьми позицию «неумеющих» взрослых и предлагали им научить их, например, строить гараж для машины. Развитие у детей способности играть (шестой этап) проходило в режиссерской игре, в которой ребенок учился придумывать сюжет, реализовывать его от имени разных героев, а затем переходить от игры к предметной деятельности.
Наши наблюдения показали, что проведенная работа способствовала появлению изменений в поведении детей – развитию способностей использовать речь как средство общения и построения деятельности, которые являются основой для безболезненного перехода детей от раннего к дошкольному возрасту.