Екатерина Вершинина
Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.
[/h3][/b]
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Одной из основных задач дошкольного учреждения речевое развитие.
Публикация «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.
Для речевого развития источником является театрализованная деятельность, которая помогает осуществить следующие задачи:
– ознакомление с художественной литературой;
– формирование грамматического строя речи – создание условий для практического освоения всех частей речи;
– развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью;
– воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности, выработка четкой дикции, формирование культуры речевого поведения;
– подготовка детей к обучению грамоте.
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя.
Театрализованная деятельность привлекает детей динамикой действия, яркостью художественных образов, ожившими куклами, камерностью и непродолжительностью действия.
В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, центр театрализации должен быть оснащен разными видами театра : кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями. В центре ряженья яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев.
Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности должны быть включены: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение. В работе над формированием звуковой культуры речи широко использую речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т. д.
Развитие речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течении всего дошкольного возраста от эмоциональной к интонационно языковой выразительности.
Какие же существуют виды театрализованных игр? В одних дети представляю спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действую как режиссер; разыгрывают литературное произведение, героев которых изображают с помощью игрушек, озвучивая их роль. Спектакли с использованием настольного театра с объемными или плоскими фигурами или так называемые стендовые театрализованные игры. В последнем дети на фланелеграфе, магнитной доске или экране, с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стеновых игр является теневой театр.
Так же часто дети выступают как актеры-кукловоды. В такой игре используются два рода кукол с разным устройством и разной техникой вождения. В наши дни чаще используются куклы типа русской театральной игрушки – петрушка (бибабо). У этих игрушек перчаточный принцип устройства: кукла полая внутри надевается на руку. Спектакль показывается из-за ширмы; кукловод держит куклу над головой, поэтому они имеют еще название – верховые. Так же сейчас используют марионеток. Их водят по сцене, дергая за нитки или веревочки, закрепленные на планках.
Оба способа вождения кукол достаточно сложны даже для детей старшего дошкольного возраста, поэтому необходимы специальные упражнения. Педагог учит детей, какими способами показывать движения кукол (наклон, поворот, взмахи рук, следит за тем, чтобы движения и речь персонажей совпадали.