Елена Половнева
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время задача педагога состоит не только в том, чтобы передать детям знания, развить умения, но и сформировать у них способы усвоения и применения знаний. Поэтому возникает необходимость в создании оптимальных условий для развития познавательных процессов. Это положение можно отнести к речевому развитию дошкольника.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой деятельности.
На основе осознания языковых явлений речевые навыки и умения переводятся из автоматических в произвольные и сознательные. Это обеспечит большую эффективность речевого общения и дальнейшего овладения языком, речевого развития. Развитие у ребенка осознание языковой действительности происходит и стихийно. Формирование у ребенка осознания языковых явлений начинается при обучении дошкольников членению предложения на слова и звуковому анализу слова. Это должно выступать как средство выявление основного свойства речи-линейности. Ребенок должен думать о языке, не думая о линейности речи, она должна стать для него «данностью».
Слово для ребенка выступает как носитель смысла и значения. Одной из главных задач на начальном этапе обучения детей является задача «развести» звуковую и смысловую стороны слова. Поэтому здесь необходимо научить детей отличать по слуху длинные и короткие слова, произносимые педагогом. Этот прием направляет внимание детей на характеристику слова, на развертывание слова во времени, на его процессуальность.
Усвоение значения слова слово, как и других слов, происходит в повседневном общении или в процессе организованного обучения. Необходимо сформировать минимум признаков, по которым ребенок может отличить слово от неслова. Ребенок усваивает значение слов, ориентируясь на минимум признаков, позволяющих отличить одно слова от другого (Соль-сахар, например). Слово ребенок употребляет в своей речи, слышит в речи других детей, в речи взрослых, в сказках, рассказах, которые ему читают т. е.
происходит практическое знакомство со словом.
Когда происходит вычленение слова из предложения, мы можем не использовать термин «предложение». Предложение выступает для ребенка как высказывание, как речь. Задача ребенка сохранить в памяти высказывание и попытаться выделить из него составляющие единицы-слова. Сначала взрослый демонстрирует расчленение предложения на слова, т. е. произносит высказывание с паузами между словами. Тем самым демонстрируя ребенку линейность высказывания. Формируется значение слова слово.
Развитие у дошкольников осознания речи нужно для того чтобы раскрыть на элементарном уровне строение речи, ее формы, звуковой состав слова, словесный состав предложения, а также морфологическую и словообразовательную структуру слова. Также это способствует ознакомлению детей со смысловой стороной речи. Эта работа предполагает использование антонимических и синонимических сопоставлений, которые в конечном счете направлена на то, чтобы формировать точность словоупотребления в контексте связной речи, развивать образность и выразительность речи, умение использовать языковые средства художественной речи в словесном творчестве, требует осознания речи-осознания этих средств.
Исследования О. С. Ушаковой показывает, что работа, направленная на вычленение языковых средств образности и выразительности художественного текста, значительно повышает уровень словесного творчества детей. Значит, что повышается уровень эстетического восприятия произведений художественной литературы. Элементарный анализ художественного текста углубляет целостность эстетического восприятия.
Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове, усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности и образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и тем самым решают проблему подготовки ребенка к школе в плане его речевого развития.
Используемая литература: «Подготовка детей к школе в детском саду» под редакцией Ф. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой. Москва «Педагогика» 1977г.