Ольга Романова
Развитие речи детей разновозрастной группы детского сада посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Романова О. В. Развитие речи детей разновозрастной группы средствами дидактических игр // Культурологический подход в образовании : педагогический аспект : сборник научных статей / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Г. П. Захарова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013. – 244 с. С. 149-151.
В настоящее время увеличивается количество малокомплектных образовательных учреждений, в которых пребывают дети разных возрастов в группе. Опираясь на общеизвестное положение психологии и педагогики об определяющем влиянии деятельности на формирование личностных качеств и личности в целом, исследователи выявили ряд условий развития речи у детей в отдельных видах деятельности: учебно-познавательной, познавательно-игровой, конструктивно-игровой. Но большинство исследований, посвященных становлению и развитию речи затрагивают объединения детей одного возраста. Вместе с тем, именно в разновозрастных объединениях заложены широкие потенциальные возможности личностного, социального и психического развития ребенка, что отмечают Л. И. Божович, А. В. Запорожец и др. Такие исследователи, как Н. К. Виноградова, О. Г. Жукова и др. показали возможности успешного содружества детей дошкольного возраста в процессе игровой, познавательной, трудовой, художественной, спортивной видах деятельности.
Публикация «Развитие речи детей разновозрастной группы детского сада посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Нами была спроектирована и апробирована методика использования дидактических игр для развития речи детей разновозрастной группы детского сада. Исследование уровня речевого развития у детей разновозрастной группы проводилось на протяжении шести месяцев на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 458 г. Новосибирска. К исследованию было привлечено 24 ребенка 4-7 лет, которые в случайном порядке были разделены на контрольную и экспериментальную группы.
С целью выявления уровня развития речи были использованы следующие методики: «Назови одним словом» [1, с. 3 36], «Скажи наоборот» [1, с. 336], «Придумай окончание предложений» [1, с. 342], «Скажи наоборот» [1, с. 343], «Найди отличия в словах» [1, с. 353], «Объясни действия» [1, с. 353].
Методики обследования были направлены на определение уровня развития грамматического строя речи, лексического запаса и связной речи.
В основном у детей экспериментальной группы уровень развития речи соответствовал среднему и низкому а в контрольной группе находились дети, как со средним уровнем развития речи, так и с высоким.
Для детей экспериментальной группы была составлена программа проведения дидактических игр.
Дидактические игры были тщательно подобраны в соответствии программного содержания занятий.
При проведении дидактической игры были продуманы ее структура, тщательно и всесторонне разрабатывался план действий для достижения поставленной в игре задачи.
Дидактические игры как часть учебного процесса проводились на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи в первой половине дня. На трех из четырех занятий в неделю проводились дидактические игры, а на одном - упражнения с дидактическим материалом.
Во второй половине дня три раза в неделю разучивалась с детьми одна новая игра, а также проводились самостоятельные игры с целью закрепления повторения, расширения знаний, умений и навыков детей и воспитания нравственных качеств личности.
Самостоятельные дидактические задачи также были тесно связаны с программой занятий. Воспитателем были рекомендованы детям те дидактические игры и игрушки, которые способствовали бы упражнению их в усвоении задач, выдвигаемых программой на определенный отрезок времени. Процесс осуществления программы развития речи в разновозрастной группе детского сада состоял из трех этапов:
1 этап – подготовительный, цель которого заключалась в формировании и развитии фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи.
Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных игр : на прогулке, перед завтраком, второй половине дня, а также на занятиях, построенных в игровой форме.
Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т. к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.
2 этап – развивающий, целью является повышение речевой активности и произвольности внимания, т. е. развитие навыков звукового анализа, сокращение количества лексико-грамматических ошибок.
3 этап – закрепляющий, цель которого состояла в проведении дидактических игр, которые помогли закрепить полученные знания и навыки детей.
На контрольном этапе эксперимента были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе. Результаты обследования показали более высокий уровень развития речи детей экспериментальной группы по сравнению, как с результатами обследования на констатирующем этапе, так и на контрольном при сравнении с контрольной группой.
Экспериментальная работа показала, что использование системы дидактических игр позволяет поддерживать у детей интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия, позволяет достичь более успешного усвоения изучаемого материала. В ее процессе было замечено, что в игре дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, при этом активно помогают друг другу. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с желанием и прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей. Игры учат детей применять знания в новых условиях или ставят такие задачи, решение которых требует проявления разнообразных форм образовательной деятельности.
Проведенное исследование не исчерпывает всех вопросов, касающихся анализируемой проблемы. Перспективу дальнейшей работы мы видим в изучении речевой и мыслительной деятельности современного дошкольника: его суждений, предпочтений, интересов, высказываний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Петрова, Э. Д. Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста / Э. Д. Петрова. – Новосибирск, 2009. – 330 с.