Ольга Сорочинская
Развитие речи детей раннего возраста с использованием наглядного материала в условиях дома ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
1. Факторы, влияющие на формирование речи детей раннего возраста.
Огромную роль в развитии ребёнка играют биологические и социальные факторы, а в развитии аномальных детей эти факторы приобретают ещё большее значение. Первопричиной нарушенного развития является именно органический (биологический) дефект. Условия социальной среды могут или сгладить, компенсировать последствия биологического «сбоя», или же, напротив, усилить его отрицательные последствия.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста с использованием наглядного материала в условиях дома ребёнка» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Биологические факторы
Генетические болезни – наследственные заболевания из группы болезней обмена веществ, болезней соединительной ткани, психические заболевания (шизофрения). Довольно часто среди генетических нарушений развития ребёнка наблюдаются множественные пороки развития, сочетающие и умственную отсталость, и нарушения зрения и слуха.
Инфекционные, токсические, травматические факторы приводят к нарушению формирования и развития мозга во внутриутробном, при родовом или раннем постнатальном периоде.
Социальные факторы:
К социальным факторам относят хроническую психотравмирующую ситуацию в асоциальных семьях (алкоголизация и наркотическая интоксикация родителей, психические заболевания родителей неполные семьи, а так же социально-психологические воздействия, которым в той или иной степени подвержены все дети, воспитывающиеся в сиротских учреждениях. Это психическая депривация, реактивные расстройства привязанности и сепарационные симптомокомплексы.
Дети домов ребёнка – это особый контингент, у которого все личностного развития формируется с задержкой. и зачастую имеют осложнённый характер становления той или иной функции. Социальное развитие детей с нарушением развития раннего возраста происходит не так как у здоровых детей. В младенческом возрасте они не фиксируют взор на лице взрослого, у них затруднён контакт со взрослым «глаза в глаза», они не проявляют желания к сотрудничеству с близкими взрослыми, не стремятся к взаимодействию с другими людьми, не проявляют интереса к сверстникам. Для многих из них характерны раздражительность, резкое изменение настроения. Они, как правило, упрямы, плаксивы, часто бывают либо вялы, либо возбудимы. У них задерживается формирование навыков опрятности и навыков самообслуживания.
У детей, воспитывающихся в доме ребёнка, наблюдается низкий (по сравнения с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Наиболее характерными для детей с интеллектуальными нарушениями являются такие особенности внимания, как его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; неумение организовывать свою работу; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении. Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, начиная с ранних форм мышления - наглядно-действенного и наглядно-образного. Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет форма, однако с большим трудом выделяют признаки в качестве общих признаков материал и величину предметов.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью. На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания, окружающего складывается у ребёнка мышление.
Все речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов:
Первый предречевой период первого года жизни характеризуется подготовкой дыхательной системы к реализации голосовых реакций; «гуление», образование голосовых недифференцированных гортанных, глоточных, ротовых, губных шумов и отдельных неопределенных речевых звуков, лепет, как первичная форма речевого потока, состоящего из недифференцированных голосовых звуков, вызванных подражанием. Это происходит с 3 до 6 месяцев.
Второй период – образование речевых звуков в возрасте 6 месяцев и синтез слогов; опосредование ими внешних раздражителей; в возрасте 9-12 месяцев происходит синтез слоговых двухчленных цепей и их автоматизация; образование в конце первого года жизни первых 5-10 слов; на втором году жизни – обогащение словами и произношение простейших речевых шаблонов.
Третий период – третий год жизни: обогащение словарного фонда до 500 слов и больше; образование и автоматизация многочисленных речевых шаблонов; совершенствование произношения отдельных слов и речевых шаблонов.
Четвертый период – четвертый год жизни. В этот период происходит обогащение словарного фонда до 1000 слов и больше; речевые цепи удлиняются и усложняются, число слов в речевых шаблонах достигает 9-10; речевые цепи произносятся усиленно громко, что способствует укреплению речевых стереотипов, произношение слов учащается, в построении шаблонов дети впервые начинают использовать придаточные предложения.
Пятый период – пятый год жизни. В этом периоде онтогенетического развития речевой функции происходит дальнейшее обогащение словарного фонда, вырабатывается регуляция громкости произношения слов, и построение фраз с привлечением придаточных предложений становится более правильным и совершенным.
Развитие речи у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не мог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений. Решающую роль в формировании первых детских обобщений играет усвоение названий окружающих предметов и явлений. Анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные процессы ещё не отделимы от практических действий с самим предметом, фактическим расчленением его на части, соединением элементов в одно целое кругом предметов и явлений, с которыми он непосредственно сталкивается дома и в яслях в процессе своей игровой и практической деятельности. Развитие мышления детей неразрывно связанно с развитием его речи, с обучением его родному языку. В умственном воспитании ребёнка всё большую роль играют, наряду с наглядным показом, словесные указания и объяснения родителей и воспитателей, касающиеся не только того, что ребёнок воспринимает в данный момент, но и предметов и явлений, о которых ребёнок впервые узнаёт при помощи слова. Необходимо, однако, иметь в виду, что словесные объяснения и указания понимаются ребёнком (а не усваиваются механически) лишь в том случае, если они подкрепляются его практическим опытом, если они находят опору в непосредственном восприятии тех предметов и явлений, о которых говорит воспитатель, либо в преставлениях, ранее воспринимавшихся, сходных предметах и явлениях.
Уникальность и ценность таких занятий в наглядности, сочетающейся со словом, что особенно значимо для маленького ребёнка. Каждая картинка (картина) отражает реальный предмет или явление,- имеет определённое словестное выражение-название. Следовательно, чувственные образы реальной действительности находят отражение в наглядном материале и опосредуются словом. Поэтому такой вид деятельности особенно необходим в раннем детстве, когда формируются высшие психические функции (восприятие, память, речь, мышление и воображение). Способность воспринимать изображение приходит к ребёнку постепенно, по мере развития высших психических функций.
Прежде чем приступить к занятиям, необходимо научить детей рассматривать изображения. Рассматривание изображения следует учить, как и обследованию с помощью руки объёмного предмета. Обучение этим действиям ориентировочного и исследовательского характера должно идти параллельно, потому что «глаз учит руку, а рука учит глаз» (И. П. Павлов).
Исходя из вышесказанного, становится понятным, почему детям раннего возраста для рассматривания вначале следует давать изображения отдельных предметов (предметные картинки, простых по форме (легко «обтекаемых» взглядом. При рассматривании картинок взрослый обводит пальцем ребёнка изображение по контору, называя изображённый предмет, побуждает к повторению. Так с помощью фиксирующего действия происходит зрительный анализ рисунка, а затем синтез, т. е. умение видеть предмет в целом, с деталями и особенностями.