Галия Курмакаева
Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.
Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Публикация «Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Вопрос полноценного развития мелкой моторики рук очень важен. Особенно если учесть какую роль мелкая моторика играет для развития речи детей. Особенно детей в дошкольном возрасте. Ведь именно в этом возрасте формируется активный словарь ребенка и кора головного мозга отвечающая за речевую функцию.
Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Речь, так же напрямую связана с полноценным развитием мелкой моторики, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.
Современные разработки позволили ученым сделать вывод, что тренировка мелкой моторики рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребенка.
Обычно у ребенка имеющего высокий уровень речевого развития, сформированы и навыки мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога Марионеллы Максимовны Кольцовой, которая установила, что развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность детей в школе, умение общаться с людьми и общие интеллектуальное развитие.
Главная трудность, с которой сталкивается ребенок в первые дни школьного обучения, заключается не в содержании знаний, а в изменении социальной позиции, смена ведущего вида деятельности. Поэтому, я считаю, что очень важно заботится о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности предупреждая и исправляя различные нарушения. Одним из наиболее эффективных средств речевого развития детей является развитие мелкой моторики рук. В семье не всегда уделяется должное внимание развитию мелкой моторики пальцев рук у ребенка. И взрослые, экономя свое время, лишают ребенка возможности больше работать руками. Не дожидаясь пока малыш самостоятельно зашнурует ботинки или застигнет пуговицы на куртке или рубашке, они одевают его сами. Очень часто родители покупают ботинки на «липучках» вместо рубашек – футболку. А ведь именно эти на первый взгляд простые упражнения оказывают влияния на развитие руки ребенка. В школе на первом этапе обучения многие дети, как правило испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильного написания букв, ребенок не укладывается в общий темп письма. Эти затруднения обусловлены неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью, зрительно – двигательной координации движения пальцев рук.
Конечно развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать. То и речь ребенка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе, много и активно общаться с ним, в быту вызывать его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
1. В своей работе я применяю стимулирование речевого развития путем тренировки пальцев рук. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики, являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз» и так далее. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном, универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка в будущем к письму. Развить координацию. А для того чтобы параллельно развивать речь, я использую небольшие стишки, считалочки, песенки. Благодаря пальчиковым играм дети, получают разнообразные впечатления у них развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
2. Чтобы развивать тонкую ручную координацию я провожу систематически занятия с разнообразными видами ручной деятельности. Это и рисование, аппликация, лепка, конструирование из некрупных деталей, выкладывание узоров из мозайки и счетных палочек.
3. Еще одно из направлений в моей работе – это игры со счетными палочками, карандашами.
4. Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает обведение по трафарету фигур или предметов с использованием простого или цветных карандашей. Трафареты я беру на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и так далее Все виды заданий мною проводятся в игровой форме поэтому вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению.
5. Так же мной активно используется во время занятий физкультминутки. Если ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, то я включаю их в индивидуальное занятие, где ребенок в начале выполняет движения пальцами пассивно с помощью педагога. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Она включает в себя массаж кистей рук и упражнения. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активно.
6. Работа с красками, карандашами отражает и углубляет представления детей об окружающем мире, способствует проявлению умственной и речевой активности. На занятиях для развития тонких движений пальцев рук дети раскладывают мелкие предметы : пуговицы, макароны, палочки, бисер. Игры со строительным материалом: конструктор, мозаика. Начиная с самых простых конструкций и постепенно усложняя. У детей возникает интерес построить, что – то новое, развивается логическое мышление. Все упражнения, игры для пальцев превращаются в увлекательную игру, а не в обязательный тренинг.
Динамика обучения показала, что развитие мелкой моторики, как средства формирования речи детей дает положительный результат. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает их к рисованию и письму). Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретения навыков письма. Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной. Создана развивающая среда которая включает в себя такие компоненты:
1. Уголок ИЗО деятельности, который содержит все необходимое для приготовления руки к письму, различные предметы для эксперементирования в рисовании, пластилин, штамповки и другие материалы.
2. Уголок, где сосредоточены разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты.
3. Различные дидактические игры.