МААМ-картинки

Развитие речи детей методом сказкотерапии

Светлана Леонидовна Ершова
Развитие речи детей методом сказкотерапии
▼ Скачать

«Сказка – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики» (К. Д. Ушинский). Проблема речевого развития детей сохраняет особую остроту в системе дошкольного образования. Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной.

Публикация «Развитие речи детей методом сказкотерапии» размещена в разделах

Учитывая характерные особенности речи с общим ее недоразвитием, многие авторы выделяют нарушение связной речи, лексического и грамматического компонентов как одного из более важных в структуре данной патологии (Р. Е. Левина, К. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.).

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного возраста, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.).

При ОНР формирование связной речи и ее грамматического строя происходит с большими трудностями, поэтому принципиально важным является мнение О. Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие развитию творческого воображения через сказочные образы, формирование познавательной сферы и семантической стороны речи.

Сказкотерапия является одним из методов, стимулирующих речевое и личностное развитие ребенка.

Данный метод, использующий сказочную форму для речевой активности детей с общим недоразвитием речи (ОНР, развивает у детей творческие способности, совершенствует взаимоотношения с окружающими.

Одна из особенностей метода состоит в создании сказочной среды, в которой могут проявляться и пониматься самими детьми особенности их личности. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения и создает благоприятные условия для углубления знаний о своем внешнем и внутреннем «Я», способах взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации. Ребенок естественным путем учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи, исследует собственные способности и качества, осознанно и неосознанно проявляет творческие способности.

Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи.

Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи.

Нетрадиционно – это значит мыслить оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.

Игры по сказкам

1. В гостях у Снежной Королевы

Дети должны представить себя гостями во дворце Снежной Королевы, а затем подумать и записать, что необходимо сделать для того, чтобы сердце Снежной Королевы потеплело. Это задание можно выполнять по группам.

2. В плену у разбойников

Попросите детей представить себя попавшими в плен к злым разбойникам. Дети должны подумать и записать, что они могут предпринять, чтобы злые разбойники превратились в добрых людей. Это задание можно выполнять по группам.

3. Добрый колобок

Делим детей на группы и раздаем им карточки с названиями разных животных, птиц, деревьев, цветов. Просим их придумать несколько ситуаций, в которых добрый колобок помог тем или иным обитателям леса, которые достались им на карточках.

Например: зайчонок, ландыш, ежик, рябинка.

• Колобок встретил на лесной дорожке плачущего зайчишку, потерявшего свою маму. Колобок посадил его к себе на спину и отнес к маме.

• Колобок увидел, что кто-то придавил ландышу листочки и расправил листочки у цветка.

• Колобок увидел, как ежик надрывается под тяжестью гриба. Он оторвал у гриба шляпку и отнес ее в нору к ежику. А ежик с легкостью справился с остальной частью гриба.

• Колобок увидел сломанную рябинку и быстро покатился к избушке лесника, который пришел и вылечил деревце.

Затем дети рисуют эти ситуации и по своим рисункам рассказывают о них другим детям. Из рисунков детей делается выставка : «Добрый колобок».

4. Ледяной осколок

Поделите детей на группы. Каждая группа должна придумать добрые слова, которые растопили бы ледяной осколок, попавший в глаз Каю. После того, как представители от каждой группы прочитают свои добрые слова, можно составить общее письмо с добрыми словами для Кая и Герды.

5. Добрый волк

Поделите детей на пары. Один человек в паре – Красная Шапочка, другой – волк. Каждая пара должна придумать ситуацию, в которой Красная Шапочка помогла волку стать добрым. Например: Красная Шапочка заметила во рту у волка несколько гнилых зубов и отвела его к лесному зубном врачу – дятлу. После того, как дятел вылечил зубы волка, он стал добрым и подружился с Красной Шапочкой.

После того, как дети выполнят это задание, попросите их нарисовать или проиграть свои ситуации.

Побеждает группа, придумавшая самую интересную ситуацию.

6. Лягушка-путешественница

Один из детей – Лягушка-путешественница. Этот ребенок должен описать какое-либо место, где он побывал, не называя это место. Остальные дети угадывают, где побывала Лягушка-путешественница. Например:

Я побывала там, где растут деревья, на которых много разных плодов, и где растут разные цветы. За этим местом ухаживает человек, у которого ест грабли, лопата, лейка и много других инструментов. (Лягушка побывала в саду.) Лягушкой-путешественницей становится тот, кто первым отгадает место, где она побывала.

7. Волшебные детки цветов

Раздайте детям карточки с рисунками разных цветов и попросите их нарисовать девочку, которая родилась из этого цветка, и придумать о ней небольшую сказку. Затем по своим рисункам дети рассказывают сказки.

Из рисунков и сказок детей склеивается книжка «Волшебные детки цветов».

8. Дюймовочка

Попросите детей представить, что у них дома из одного цветка родилась Дюймовочка. Затем дети отвечают на вопросы:

• Где будет жить Дюймовочка у вас в доме?

• Какую вы ей сделаете мебель, сошьете одежду?

• Какой у нее будет характер?

• Чем она будет заниматься?

• В какие игры вы с ней будете играть?

• О чем вы с ней будете беседовать?

Затем дети записывают истории о жизни Дюймовочки и своей дружбе с ней.

9. Добрый теремок

Раздайте детям карточки с названиями разных животных, птиц и насекомых. Затем педагог дотрагивается до кого-либо из детей, и этот ребенок должен от имени того, кто ему достался на карточке, вежливо попроситься в теремок и объяснить, почему он хочет туда попасть.

Например: Здравствуйте, я Белочка Рыжий Хвост. Дуб, в котором находилось мое дупло, сгорел от удара молнии, и мне негде жить. Хозяин теремка должен также вежливо разрешить Белочке войти в теремок.

Игра продолжается до тех пор, пока в теремок не попадут все дети. Затем хозяин теремка должен представить друг другу всех своих гостей и рассказать, что произошло с каждым из них.

Самый внимательный тот хозяин, который вспомнит истории всех своих гостей.

10. Умелая Белоснежка

Поделите детей на группы и попросите их подумать, что должна уметь Белоснежка:

• Чтобы еда, которую она готовит, была всегда вкусной и полезной;

• Чтобы в доме всегда все блестело;

• Чтобы на ней и на гномах всегда была чистая одежда;

• Что к ее домику каждый день слетались лесные птицы и приходили лесные звери, даже хищники;

• Чтобы возле ее дома рос чудесный огород;

• Чтобы в ее саду плодоносили все деревья и т. д.

Например: что еда, которую готовит Белоснежка, была и вкусной и полезной, она должна быть приготовлена с любовью; знать рецепты приготовления разных блюд их овощей и фруктов; знать, какие витамины есть в травах и растениях, и добавлять их в салаты; уметь варить кисель и компот из лесных и садовых ягод; уметь разбирать в съедобных и несъедобных грибах и т. д.

Каждая группа может выбрать для обдумывания только одну из предложенных ситуаций. Побеждает группа, которая интереснее всего расскажет о тех или иных умениях Белоснежки. Все рассказы детей записываются.

11. Белоснежка и гномы

Все дети делятся на пары. Один человек в паре – гном, другой – Белоснежка. Попросите каждую пару придумать ситуацию, в которой Белоснежка и гном чему-либо научили друг друга. Например, гном научил Белоснежку шить одежду из листьев и лепестков. Белоснежка научила гнома готовить вкусный кисель из лесных ягод. После того, как дети придумают ту или иную ситуацию, каждый из них должен подробно описать, как, например, из листьев и лепестков сшить одежду, или как из ягод приготовить кисель.

Каждая пара рассказывает другим, как и чему научили друг друга Белоснежка и гном. Из описаний детей составляется книжка : «Чему научили друг друга Белоснежка и гном».

12. Внимательная Белоснежка

Один из детей – Белоснежка, остальные – гномы. Белоснежка должна сказать каждому гному что-то хорошее. Например: у тебя острые глазки; у тебя симпатичный колпачок; ты быстро бегаешь и т. д. Каждый гном должен, в свою очередь, объяснить Белоснежке, почему у него острые глазки, симпатичный колпачок, как он научился быстро бегать и т. д. Например: У меня острые глазки, потому что я ем много черники. У меня симпатичный колпачок, потому что я сшил его из лепестков лесной гвоздики и т. д.

13. Костер любви

Дети встают в круг. Один из них выходит на середину круга и приседает. Этот ребенок изображает костер любви. Остальные дети – снегурочки, которые хотят перепрыгнуть через костер. Перед прыжком снегурочка должна сказать о ребенке, изображая костер, что-то хорошее. После этого она подбегает к костру и садиться на корточки рядом с ним. Следующая снегурочка должна сказать что-то хорошее о той, которая прыгнула в костер любви до нее. Игра продолжается до тех пор, пока костер любви не станет огромным, то есть пока все дети не окажутся в середине круга. Затем первый ребенок, изображавший костер любви, вспоминает все хорошее, что дети сказали друг о друге.

Предложите детям нарисовать костер любви и написать на его пламени все самое хорошее, что они услышали о себе и о своих друзьях.

Самый лучший костер у тех, кто вспомнит и напишет на своем рисунке как можно больше хорошего. Можно нарисовать на доске общий костер любви.

14. Маша и медведи

Поделите детей на группы по четыре человека. В каждой группе один ребенок – Маша, а остальные три человека – медведи. Попросите детей подумать, как Маша и медведи поступят в следующих ситуациях:

• Маша заблудилась в лесу;

• Маленького медвежонка искусали пчелы;

• В доме медведей случился пожар;

• Старшего медведя поймали охотники;

• Средний медведь залез на высокое дерево, и под ним обломилась ветка.

Каждая группа должна выбрать одну из этих ситуаций и рассказать о том, как Маша и медведи поступят в том или ином случае.

15. Лесной знаток

Дети встают в круг. Все они маленькие медвежата, а один из них – Маша. Маша выходит в середину круга и задает каждому медвежонку какой-либо вопрос о лесе. Например: Где в лесу растет земляника? Какие деревья лечит дятел? Когда у березы появляется сок? Чем питаются белки? Чем зимой питаются медведи? Чем полезен ландыш? Ребенку дается несколько секунд на обдумывание ответа. Если он отвечает на вопрос, Маша встает на его место, а он на Машино, и игра продолжается. Если ребенок не может ответить на вопрос, он выбывает из круга, а Маша задает этот же вопрос следующему по кругу.

Самый лучший знаток лесной жизни тот, кто как можно дольше продержался в круге. Педагог заранее может подготовить список вопросов о лесе и дать их Маше.

16. Поросята и волк

Поделите детей на группы по три человека. Все они – маленькие поросята, которым надо подумать, как они поведут себя в следующих ситуациях:

• Волк попросил у них прощения и захотел пожить в их доме;

• Во время прогулки по лесу они увидели волка, попавшего в капкан;

• Волк пригласил их на свой день рождения;

• Волк попросил поросят помочь ему построить дом;

• Ночью волк прокрался к ним в сад и оборвал все плоды с деревьев;

• Волк прислал поросятам корзину яблок в подарок;

• Волк предложил поросятам помощь в саду.

Попросите детей нарисовать поросят и волка в той или иной наиболее понравившейся им ситуации.

Все хорошее, что сказали о нем поросята.

17. Мы любим волка

Все дети – поросята. Поделите их на группы и попросите придумать и нарисовать для волка поздравление с днем рождения. Затем из поздравлений детей делается выставка : «Мы любим волка».

18. Золушка-мастерица

Поделите детей на группы и раздайте каждой группе карточки с названиями разных профессий. Каждая группа должна придумать сказку о Золушке-поварихе, учительнице, враче, художнице, сказочнице, проводнице, садовнице и т. д. Затем попросите детей нарисовать Золушку, исполняющую ту или иную работу. Из рисунков и сказок детей склеивается книга : «Золушка-мастерица».

19. Золушка и ее сестры

Поделите детей на группы по три человека. В каждой группе один ребенок – Золушка, а два других – ее сводные сестры. Дети должны придумать сценку-диалог между Золушкой и ее сестрами на следующие темы:

• Сестры пожалели Золушку и решили подарить ей одно из своих платьев;

• Сестры решили поздравить Золушку с ее днем рождения;

• Золушка простила своих сестер и попросила принца найти для них хороших женихов.

Группа, придумавшая самую интересную сценку, награждается каким-либо подарком от «доброй феи».

Публикации по теме:

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 3–4 лет» Развитие речи дет"ей 3-4 лет происходит особенно быстро. Ребёнок к 3годам почти усваивает свой родной язык. активный словарь доходит до 100.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие речи детей 4–5 лет. Консультация для родителей Развивая речь - мы вступаем на путь познания Развивая мысль - мы приближаемся к знанию А. П. Кондарев Речевое развитие - одна из важнейших.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей методом сказкотерапии
Опубликовано: 9 октября 2022 в 08:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей методом сказкотерапии» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Леонидовна Ершова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД