Екатерина Николаевна Бусько
Консультация для родителей «Развитие речи детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей 2-3 лет
Речь является главным средством общения людей.
Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития.
А уровень развития речи влияет на формирование личности и характера ребёнка.
С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребёнка.
Речь помогает малышу регулировать своё
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
поведение, оценивать его.
В дошкольном возрасте речь развивается в двух взаимосвязанных с собой направлениях :
Речь ребенка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
Речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
А основными задачами речевого развития являются:
Овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста.
Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий:
осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету;
различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.
К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи:
разнообразные игры (игры-инсценировки, звукоподражательные игры, игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками и др.);
игры-занятия с предметами и сюжетными картинками;
рассказывание и чтение сказок, стихов, историй; пересказывание их вместе с детьми;
рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям;
разгадывание загадок;
игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Дыхательные упражнения
Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.
1. «Подуем на снежинку».
Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
2. «Бабочка летает».
Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
3. «Плывет, плывет кораблик».
Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и
предложить ребенку подуть на кораблик.
Игры – подражания с речевым сопровождением
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.
«Птичий двор»
Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
«Произношение гласных звуков»
- А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,
девочка укачивает куклу).
- О-о-о (разболелся зуб, удивление).
- У-у-у (гудит поезд, воет волк).
-И-и-и (жеребенок ржет).
Звуки произносятся на выдохе.
Пальчиковые игры
Стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.
«Торт»
Тесто ручками помнем,
(сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем.
(как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом,
(кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом
(круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко
(сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)
«СОРОКА-БЕЛОБОКА»
«Сорока – белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
(дети на ладошке «варят» кашу)
Этому дала,
(поочередно загибают пальцы с мизинца)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала!
(показывают большой палец)
Ты воды не носил,
(грозят указательным пальцем большому пальцу)
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе нет ничего!
Игры с различными предметами и материалами
Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.
«Яичко»
(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).
Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности, когда делаете уборку, готовите еду, собираетесь на прогулку, покупаете продукты и т. д.
Каждый день читайте стихи, сказки, рассматривайте и обсуждайте картинки и больше играйте!
Удачи вам и вашим детям!