Получи документы

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Наталья Долженко
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Долженко Н. Н. воспит., Левчикова И. В. логопед

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Правильное физиологическое дыхание не есть правильное речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию, но и участвует в образовании звука и голоса. У детей дошкольного возраста механизм координации между дыханием, фонацией и артикуляцией формируется постепенно. Следовательно, постепенно развивается и речевое дыхание. Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи

Над развитием речевого дыхания работают все педагоги, работающие с детьми в детском саду. Для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста использовать следующие методы:

1. Игры и упражнения для формирования правильного неречевого дыхания: обучение длительному плавному выдоху, выработке целенаправленного ротового выдоха, регулированию силы воздушной струи.

2. Специальные игровые упражнения для развития диафрагмально-релаксационного типа дыхания, направленные на увеличение силы сокращений дыхательных и брюшных мышц.

3. Работа на речевом материале: произношение гласного на выдохе, одного согласного звука, слога, слова, рассказывание чистоговорок, поговорок, стихотворных текстов с соблюдением логических пауз.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует устранению возрастных недостатков речевого дыхания, воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.

Речевое дыхание дошкольника с речевыми нарушениями отличается от речевого дыхания сверстника с нормальной речью. Оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. У дошкольников превалирует верхне-грудное дыхание, сопровождающееся подъемом плеч, а многие дети не умеют экономно расходовать речевой выдох и добирают (вдыхают) в процессе речевого высказывания перед каждым словом. У детей с дизартрией речевой выдох усугубляется недостаточностью иннервации мышц диафрагмы.

Одной из задач логопедической работы является использование в своей работе различных приемов дыхательной гимнастики, направленной на увеличение длительности и силы неречевого выдоха, а затем и выдоха в процессе произношения звуков, слогов и слов.

Цель дыхательных упражнений – обучение дошкольников быстро, бесшумно производить вдохи плавно на выдохе расходовать воздух.

При выполнении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать:

• Продолжительность занятия над дыханием должны быть в пределах 3–5минут,

• Наблюдать и не допускать общего мышечного напряжения, поднятия плеч при вдохе и вытягивания шеи вперед,

• Не допускать надувания щёк;

• одежда ребенка должна не стеснять его движения;

• перед занятием хорошо проветрить помещение;

• как сидя, так и стоя осанка ребенка должна быть правильной при выполнении дыхательной гимнастики

• воздух набирать через нос;

• выдох должен быть длительным и плавным.

Различают следующие виды дыхательных гимнастик:

1. Статическая дыхательная гимнастика.

2 Динамическая дыхательная гимнастика

3 Фонационная дыхательная гимнастика.

4. Речевая дыхательная гимнастика

Динамическая дыхательная гимнастика

Подготавливает дыхательный аппарат к фонационному (речевому дыханию, т. к. способствует расширению емкости легких. Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, ног. Тренировка неречевого дыхания достигается за счет изменений темпа, частоты, характера выполнения динамических упражнений. В комплект тренировочных упражнений для воспитания правильного дыхания включают активизирующие и релаксационные упражнения.

Фонационная дыхательная гимнастика.

Для воспитания речевого дыхания детей учат рационально, экономно производить выдох в процессе фонации звуков, при произнесении слов и фраз. Предлагают длительно, на одном выдохе, воспроизводить различные звукоподражания. Начинают с гласных звуков и их сочетаний. Гласные звуки должны утрированно артикулироваться, а выдох должен быть длительным

Речевая дыхательная гимнастика.

Речевая гимнастика включает в себя различные речевые задания, которые подобраны в контексте: речевых проблем детей (возрастных и индивидуальных) Это могут быть: чистоговорки, скороговорки, считалки, стихи, игровые упражнения и игры. В речевую гимнастику включены речевые игры, с которыми дети познакомились в предыдущие годы (в средней и старшей группе). Однако, обязательно усложнение содержания игр и упражнений. Например: если раньше в фонематических упражнениях дети выделяли один звук, то теперь предлагается выделять два звука (мягкий и твердый).

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности

Публикации по теме:

Рисование-игра в технике кляксографии на развитие речевого дыхания «Парикмахерская» для детей младшего дошкольного возрастаРисование-игра в технике кляксографии на развитие речевого дыхания «Парикмахерская» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра на развитие речевого дыхания "Парикмахерская" для детей младшего возраста Правильное речевое дыхание у детей - одна.

Игра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возрастаИгра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возраста Сегодня я хочу вам показать игру на развитие речевого дыхания, которую я сделала для детей. Игру я назвала "Волшебный лабиринт", который.

Игры на развитие речевого дыхания для детей ДОУИгры на развитие речевого дыхания для детей ДОУ Что такое речевое дыхание? Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Опубликовано: 15 сентября 2024 в 21:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Долженко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...

16-20 сентября. Неделя безопасности дорожного движения. Передвижка «Ребенок в...

С 16 по 20 сентября 2024 года в России пройдет неделя безопасности дорожного движения. Акция организована для профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием детей и снижения тяжести их...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД