Наталья Долженко
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Долженко Н. Н. воспит., Левчикова И. В. логопед
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Правильное физиологическое дыхание не есть правильное речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию, но и участвует в образовании звука и голоса. У детей дошкольного возраста механизм координации между дыханием, фонацией и артикуляцией формируется постепенно. Следовательно, постепенно развивается и речевое дыхание. Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи
Публикация «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Над развитием речевого дыхания работают все педагоги, работающие с детьми в детском саду. Для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста использовать следующие методы:
1. Игры и упражнения для формирования правильного неречевого дыхания : обучение длительному плавному выдоху, выработке целенаправленного ротового выдоха, регулированию силы воздушной струи.
2. Специальные игровые упражнения для развития диафрагмально-релаксационного типа дыхания, направленные на увеличение силы сокращений дыхательных и брюшных мышц.
3. Работа на речевом материале : произношение гласного на выдохе, одного согласного звука, слога, слова, рассказывание чистоговорок, поговорок, стихотворных текстов с соблюдением логических пауз.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует устранению возрастных недостатков речевого дыхания, воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.
Речевое дыхание дошкольника с речевыми нарушениями отличается от речевого дыхания сверстника с нормальной речью. Оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. У дошкольников превалирует верхне-грудное дыхание, сопровождающееся подъемом плеч, а многие дети не умеют экономно расходовать речевой выдох и добирают (вдыхают) в процессе речевого высказывания перед каждым словом. У детей с дизартрией речевой выдох усугубляется недостаточностью иннервации мышц диафрагмы.
Одной из задач логопедической работы является использование в своей работе различных приемов дыхательной гимнастики, направленной на увеличение длительности и силы неречевого выдоха, а затем и выдоха в процессе произношения звуков, слогов и слов.
Цель дыхательных упражнений – обучение дошкольников быстро, бесшумно производить вдохи плавно на выдохе расходовать воздух.
При выполнении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать:
• Продолжительность занятия над дыханием должны быть в пределах 3–5минут,
• Наблюдать и не допускать общего мышечного напряжения, поднятия плеч при вдохе и вытягивания шеи вперед,
• Не допускать надувания щёк;
• одежда ребенка должна не стеснять его движения;
• перед занятием хорошо проветрить помещение;
• как сидя, так и стоя осанка ребенка должна быть правильной при выполнении дыхательной гимнастики
• воздух набирать через нос;
• выдох должен быть длительным и плавным.
Различают следующие виды дыхательных гимнастик :
1. Статическая дыхательная гимнастика.
2 Динамическая дыхательная гимнастика
3 Фонационная дыхательная гимнастика.
4. Речевая дыхательная гимнастика
Динамическая дыхательная гимнастика
Подготавливает дыхательный аппарат к фонационному (речевому дыханию, т. к. способствует расширению емкости легких. Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, ног. Тренировка неречевого дыхания достигается за счет изменений темпа, частоты, характера выполнения динамических упражнений. В комплект тренировочных упражнений для воспитания правильного дыхания включают активизирующие и релаксационные упражнения.
Фонационная дыхательная гимнастика.
Для воспитания речевого дыхания детей учат рационально, экономно производить выдох в процессе фонации звуков, при произнесении слов и фраз. Предлагают длительно, на одном выдохе, воспроизводить различные звукоподражания. Начинают с гласных звуков и их сочетаний. Гласные звуки должны утрированно артикулироваться, а выдох должен быть длительным
Речевая дыхательная гимнастика.
Речевая гимнастика включает в себя различные речевые задания, которые подобраны в контексте: речевых проблем детей (возрастных и индивидуальных) Это могут быть: чистоговорки, скороговорки, считалки, стихи, игровые упражнения и игры. В речевую гимнастику включены речевые игры, с которыми дети познакомились в предыдущие годы (в средней и старшей группе). Однако, обязательно усложнение содержания игр и упражнений. Например: если раньше в фонематических упражнениях дети выделяли один звук, то теперь предлагается выделять два звука (мягкий и твердый).
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности