Наталья Пиюк
Развитие произвольного внимания у первоклассников средствами дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальной на сегодняшний день все еще остается проблема развития произвольного внимания у младших школьников, многие специалисты изучают данную проблематику и стараются найти различные подходы к ее решению. Ведь именно в младшем школьном возрасте хорошо развитые свойства внимания и его произвольность являются одними из главных факторов, которые оказывают большое влияние на успешность обучения в целом.
Публикация «Развитие произвольного внимания у первоклассников средствами дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры на развитие внимания
- Начальная школа. 1 класс
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В психологической научной литературе обычно под вниманием исследователи понимают произвольную или непроизвольную направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия [5]. Произвольное внимание носит опосредованный характер, так как рассматривается как активное и представляет собой волевую операцию. Ключевым в произвольном внимании является его сознательное регулирование [4].
В психическом развитии детей внимание занимает одно из важнейших мест. После поступления ребенка в школу происходят различные преобразования в становлении и развитии произвольного внимания. Это обусловлено тем, что ребенок попадает в новые условия, к нему предъявляются высокие требования, его день, по большей части, определяет учитель. Младшему школьнику приходится перестраиваться и переходить от одной деятельности к другой по многу раз в рамках даже одного урока [3].
Стоит также учесть, что у младших школьников, исходя из их возрастных особенностей, присутствует слабость и неустойчивость произвольного внимания. В первом классе дети не научились еще навыкам, которые бы помогли им удерживать свое внимание на более долгий период времени. Более ярко можно это пронаблюдать, когда предложенные задания детям не интересны, и тогда, когда они отличаются однотипностью. У первоклассников в целом очень слабо развито волевое регулирование. Главной задачей в этом случае школы и родителей, будет являться развитие и тренировка внимания у детей. Данное развитие может происходить довольно интенсивно. Значительным фактором будет играть умение учащегося работать целенаправленно. Ведь первоначально перед детьми ставят цели как учителя так и родители, и, по необходимости, данные взрослые оказывают помощь в ее достижении. Но когда ученик уже самостоятельно начинает ставить себе цели и достигать их – тут уже можно смело утверждать, что уровень его произвольного внимания развился достаточно.
Чтобы поддерживать и развивать внимание учеников обычно рекомендуется разнообразить содержание учебного материала, сделать так, чтобы он увлек их. Эти действия помогут пробудить интерес первоклассников к изучаемому предмету. Осуществить вышеописанные положения можно при помощи приглашения на урок какого-либо знакомого детям персонажа из сказки или мультфильма, внедрить игру, начать урок с непривычного для детей вступления. Можно применить метод, когда учитель пишет поэтапный план урока на доске или использует схему, с помощью этого внимание детей становится более организованным. Комментирование выполняемых действий при решении задач или ответов на уроке, выдача индивидуальных заданий также могут привнести вклад в развитие произвольного внимания у младших школьников [3].
Как было сказано выше – игры и игровая деятельность помогают развивать произвольное внимание школьников. Рассмотрим далее более подробно данное утверждение и сосредоточимся на дидактических играх, и их влиянии на развитие произвольного внимания у первоклассников.
Стоит начать с ведущего типа деятельности, ведь он отражает новообразования, которые специфичны для каждого возраста. В дошкольном возрасте ведущим типом деятельности является игра. С помощью нее дети изучают мир, взаимоотношения, отражают жизнь и ее различные стороны. Уже для младшего школьного возраста ведущей деятельностью будет – учебная, но все равно в ней остается место для игры. В игре происходит развитие личности ребенка, памяти, внимания, воображения, да и в целом всех познавательных процессов. Поэтому игра является неотъемлемой частью и эффективным методом обучения, который может использоваться как в первом классе, так и в классах на ступень выше [6].
Дидактическая игра может рассматриваться как средство познавательной деятельности первоклассника. Такие игры способствуют продуктивному освоению учебного материала, и развивают многие познавательные процессы: речь, память, мышление, внимание, и др. Дидактические игры хорошо приживаются с уроками, которые имеют четкую, привычную для нас, структуру. Благодаря включению дидактических игр в урок, ученики легче справляются с трудностями, которые могут возникать при изучении нового материала. Игровые действия помогают решать умственные задачи, поддерживают интерес к обучению, способствовать более эффективному развитию произвольного внимания [1].
Дидактические игры можно использовать как средство обучения первоклассников по ряду причин :
1. в младшем школьном возрасте ведущая деятельность поменялась, но игра все еще остается важным элементом для развития. Опираясь на игру и различные ее формы, можно безболезненно и плавно включать детей в учебную деятельность;
2. первоклассники медленно осваивают и также медленно включаются в учебную деятельность;
3. дидактическая игра влияет на развитие психических процессов у учеников, которые только формируются или же еще слабы на данном возрастном этапе (произвольное внимание, память, наглядно-образное мышление и пр.);
4. присутствуют сложности адаптации к школе, а также недостаточная сформированность познавательной мотивации.
Выделяются следующие структурные элементы дидактической игры :
1. задача дидактическая;
2. задача игровая;
3. игровые действия;
4. игровые правила;
5. результат и подведение итогов.
Приведу примеры дидактических игр, которые можно использовать учителям в своей практике, в зависимости от их целей проведения:
Цель: развитие объема внимания.
Игры : «Найди слоги», «Лестница», «Кто точнее нарисует», «Съедобное – несъедобное», и пр.
Цель: развитие распределения внимания.
Игры : «Посчитай правильно», «Вычеркивай буквы и слушай», «Восстанови текст», и пр.
Цель: развитие переключения внимания.
Игры : «Расставь слова», «Синхронный счет», «Отыщи числа», «Жмурки» и пр.
Цель: развитие устойчивости и продуктивности внимания.
Игры : «Не путай цвета», «Крестики», «Пишущая машинка», и пр. [7].
Таким образом, внимание играет большую роль в жизни первоклассника. Оно не только определяет его уровень психического развития, но и помогает достичь успешности в учебной деятельности. Произвольное внимание стоит особняком, так как оно олицетворяет собой волевые действия опосредованного характера. С помощью произвольного внимания ученик может продолжительно сосредотачиваться на каком-либо деле, выполнять даже те задания, которые ему в целом не интересны. Так как данный возрастной период отличатся слабостью вышеописанных волевых регуляций и произвольного внимания, то стоит вопрос о его активном развитии и поддержании. Дидактическая игра помогает справиться с этой непростой задачей, так как, следуя правилам, первоклассники действуют осознанно и произвольно. Произвольность при этом достигается по воле самих учащихся, а не по принуждению извне. В результате дидактической игры развиваются такие психологические процессы и качества как: мышление, внимание, память, навыки учебной работы и пр. Игра направлена на решение ряда задач, а решающая роль игры определяется ее дидактическими целями.
Литература
1. Желвакова, Е. С. Методы использования дидактической игры в начальной школе / Е. С. Желвакова - Текст: электронный // Science Time. - 2021. - №7 (91). - 36-40 с. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/metody-ispolzovaniya-didakticheskoy-igry-v-nachalnoy-shkole ( дата обращения: 06.11.2021).
2. Батуева, С. В. Проблемы развития произвольного внимания у обучающихся первых и вторых классов начальной школы // С. В. Батуева - Текст: электронный // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2019. - №2 (25). - 21-23 с. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-proizvolnogo-vnimaniya-u-obuchayuschihsya-pervyh-i-vtoryh-klassov-nachalnoy-shkoly ( дата обращения: 04.11.2021).
3. Штейнмец, А. Э. Общая психология: Учебное пособие / А. Э. Штейнмец. - М. : Академия, 2018. - 496 c.
4. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2019. - 583 c.
5. Карпенко, А. В., Свистун, Д. Д. Особенности использования дидактических игр в обучении младших школьников / А. В. Карпенко, Д. Д. Свистун - Текст: электронный // Эволюция современной науки. - 2016. - Т. 2. - 182-186 с. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=25771484 ( дата обращения: 05.11.2021).
6. Интернет-ресурс: Развитие внимания младших школьников средствами дидактической игры // https://urok.1sept.ru/articles/585797 ( дата обращения: 06.11.2021).