Марина Сигитова
Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
Задержкой психического развития – «совокупность этиологически различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких, непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального дефекта» [1, с. 5].
Ведущие отечественные дефектологи Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина определяют интеллектуальную недостаточность как «необратимое нарушение психического, в первую очередь интеллектуального, развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием, либо ранним повреждением головного мозга» [2, с. 7].
Публикация «Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
Т. А. Власова с соавторами отмечают, что «ведущим расстройством в клинико-психологической картине интеллектуальной недостаточности является выраженная недостаточность познавательной деятельности. Она обусловлена как низкой способностью к мышлению – процессам обобщения и отвлечения, так и нарушением темпа, подвижности психических процессов, недостаточностью памяти, внимания, ряда корковых функций» [2, с. 7].
Выделяют врожденное и раноприобретенное (до 3 лет) недоразвитие интеллекта (врожденное слабоумие, психическое недоразвитие, умственная отсталость, олигофрения) и деменцию [2, с. 91].
В отечественной психологической школе Л. С. Выготского – А. Р. Лурия хорошо разработаны и получили мировое признание принципы социального генеза, системного строения и динамической, хроногенной организации и локализации высших психических функций. Эти принципы вытекают из культурно-исторического подхода к психике человека, то есть ориентации при анализе формирования психических функций и их нарушений не на болезнь, на дефект, но на развитие, на поиск в истории культуры причин психических явлений и способов компенсации дефекта.
Биологические факторы, конечно, играют определенную роль в развитии психической деятельности ребенка, но только в сложном переплетении с психологическим и социальным пластами психики рождается своеобразие каждого конкретного случая отклонения в развитии. Болезнь, вызывая нарушения, прежде всего биологической линии развития, вызывает препятствия для социально-психологического развития ребенка – усвоения знаний и умений, формирования личности. При этом неправильное или несвоевременное психолого-педагогическое воздействие способствует задержке или искажению формирования функциональных систем ребенка. Иначе говоря, одной только анатомической зрелости структур мозга недостаточно для исполнения ими своей роли.
К детям с интеллектуальной недостаточностью относятся «дети со стойким нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер» [4]. Интеллектуальный дефект является основным признаком, объединяющим детей в эту группу. У всех них нарушено развитие познавательных процессов, в особенности сложных – мышления (обобщение, абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, конкретизация, памяти, воображения. При интеллектуальной недостаточности страдают также моторика, эмоционально-волевая сфера и личностное развитие [4].
Клиническая картина пограничной интеллектуальной недостаточности разнообразна по характеру и степени выраженности психопатологических проявлений, но есть и некоторые общие клинические признаки.
При наличии неплохого уровня практически-действенного и наглядно-образного мышления абстрактно-логический уровень мышления, неразрывно связанный с внутренней речью, оказывается недостаточным. При выполнении ряда заданий их словесная формулировка ухудшает результаты. Особенностью структуры дефекта является также его неравномерность, мозаичность. Значительное место в нем принадлежит общеорганическим психопатологическим проявлениям: нарушение темпа, направленности и переключаемости психических процессов, расстройствам активного внимания.
Биографический список:
1. Замский Х. С. Умственно отсталые дети: История изучения, воспитания и обучения с древних времен и до середины XX в. / Х. С. Замский. – М. : НПО «Образование», 2013. – 140 с.
2. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев. – СПб. : Речь, 2013. – 130 с.
3. Скугаревская Е. И. Клиническая психиатрия. Детский возраст : учеб. пособие / Е. И. Скугаревская [и др. ]; под ред. проф. Е. И. Скугаревской. – Минск. : Выш. шк., 2016. – 463 с.
4. Специальная психология: учебное пособие / Е. С. Слепович [и др. ]. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 511 с.