МААМ-картинки

Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Марина Сигитова
Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы

Задержкой психического развития – «совокупность этиологически различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких, непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального дефекта» [1, с. 5].

Ведущие отечественные дефектологи Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина определяют интеллектуальную недостаточность как «необратимое нарушение психического, в первую очередь интеллектуального, развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием, либо ранним повреждением головного мозга» [2, с. 7].

Публикация «Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах

Т. А. Власова с соавторами отмечают, что «ведущим расстройством в клинико-психологической картине интеллектуальной недостаточности является выраженная недостаточность познавательной деятельности. Она обусловлена как низкой способностью к мышлению – процессам обобщения и отвлечения, так и нарушением темпа, подвижности психических процессов, недостаточностью памяти, внимания, ряда корковых функций» [2, с. 7].

Выделяют врожденное и раноприобретенное (до 3 лет) недоразвитие интеллекта (врожденное слабоумие, психическое недоразвитие, умственная отсталость, олигофрения) и деменцию [2, с. 91].

В отечественной психологической школе Л. С. Выготского – А. Р. Лурия хорошо разработаны и получили мировое признание принципы социального генеза, системного строения и динамической, хроногенной организации и локализации высших психических функций. Эти принципы вытекают из культурно-исторического подхода к психике человека, то есть ориентации при анализе формирования психических функций и их нарушений не на болезнь, на дефект, но на развитие, на поиск в истории культуры причин психических явлений и способов компенсации дефекта.

Биологические факторы, конечно, играют определенную роль в развитии психической деятельности ребенка, но только в сложном переплетении с психологическим и социальным пластами психики рождается своеобразие каждого конкретного случая отклонения в развитии. Болезнь, вызывая нарушения, прежде всего биологической линии развития, вызывает препятствия для социально-психологического развития ребенка – усвоения знаний и умений, формирования личности. При этом неправильное или несвоевременное психолого-педагогическое воздействие способствует задержке или искажению формирования функциональных систем ребенка. Иначе говоря, одной только анатомической зрелости структур мозга недостаточно для исполнения ими своей роли.

К детям с интеллектуальной недостаточностью относятся «дети со стойким нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер» [4]. Интеллектуальный дефект является основным признаком, объединяющим детей в эту группу. У всех них нарушено развитие познавательных процессов, в особенности сложных – мышления (обобщение, абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, конкретизация, памяти, воображения. При интеллектуальной недостаточности страдают также моторика, эмоционально-волевая сфера и личностное развитие [4].

Клиническая картина пограничной интеллектуальной недостаточности разнообразна по характеру и степени выраженности психопатологических проявлений, но есть и некоторые общие клинические признаки.

При наличии неплохого уровня практически-действенного и наглядно-образного мышления абстрактно-логический уровень мышления, неразрывно связанный с внутренней речью, оказывается недостаточным. При выполнении ряда заданий их словесная формулировка ухудшает результаты. Особенностью структуры дефекта является также его неравномерность, мозаичность. Значительное место в нем принадлежит общеорганическим психопатологическим проявлениям: нарушение темпа, направленности и переключаемости психических процессов, расстройствам активного внимания.

Биографический список:

1. Замский Х. С. Умственно отсталые дети: История изучения, воспитания и обучения с древних времен и до середины XX в. / Х. С. Замский. – М. : НПО «Образование», 2013. – 140 с.

2. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев. – СПб. : Речь, 2013. – 130 с.

3. Скугаревская Е. И. Клиническая психиатрия. Детский возраст : учеб. пособие / Е. И. Скугаревская [и др. ]; под ред. проф. Е. И. Скугаревской. – Минск. : Выш. шк., 2016. – 463 с.

4. Специальная психология: учебное пособие / Е. С. Слепович [и др. ]. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 511 с.

Публикации по теме:

«Умные клеточки». Пособие для развития пространственных представлений, произвольного внимания и мелкой моторики«Умные клеточки». Пособие для развития пространственных представлений, произвольного внимания и мелкой моторики Это пособие изготовлено из белой плотной ткани, контрастной тесьмы, в данном случае красной, и красных ниток. Сначала ткань складывается.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Игры на развитие зрительного внимания у детей младшего и среднего возраста 1. Игра «Угадай» Возьмите 3-4 разные игрушки. Выложите перед ребенком все игрушки, пусть он посмотрит внимательно и назовет все игрушки.

Фотоотчет об интеллектуальной игре для детей дошкольного возраста «Что? Где? Когда?»Фотоотчет об интеллектуальной игре для детей дошкольного возраста «Что? Где? Когда?» Сегодня, в соответствие с недельным планированием, у нас прошла интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?". В игре участвовали дети средней.

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста Игра «Заметить всё».Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить.

Картотека игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста Игра «Добавь слово».Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Сценарий интеллектуальной игры «Почемучки» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий интеллектуальной игры «Почемучки» для детей старшего дошкольного возраста Познавательная деятельность открывает ребенку окно в мир знаний, мир удивительных открытий. Использование занимательных форм в познании.

Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возрастаСпециальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.

Занятие по развитию речи по теме «Семья» для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения) Занятие по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения). Тема «Семья». Задачи: - Расширять представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Опубликовано: 11 августа 2023 в 00:22
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью» (включая файлы) размещена пользователем Марина Сигитова (УИ 1273765) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД