Наталья Травникова
Развитие представлений о хвойном лесе у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность с самого раннего детства, когда у ребёнка закладываются прочные убеждения.
Публикация «Развитие представлений о хвойном лесе у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Исследования последних лет (А. Н. Захлебный, И. Д Зверев, Н. Н. Кондратьева, Н. А. Рыжова) показали, что результатом экологического воспитания являются не только знания о природе, но и умение использовать их в реальной жизни. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего неравнодушно и осознанно относиться к окружающему миру, высказать своё суждение.
Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. В нашей группе, для детей с тяжёлыми нарушениями речи, проектно-исследовательская деятельность стала частью учебного процесса.
В этом году мною разработан комплексный экологический проект, объектом исследования которого стал хвойный лес, а конкретно – его представители - ель и кедр. Почему именно эта тема?
Во-первых, в нашем заполярном крае очень много лесов. Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания, воспринимая как неживые объекты. На вопрос: «Что такое лес?», они отвечают: «Лес — это когда много деревьев», то есть воспринимают лес как скопление деревьев, не упоминая растения, грибы, насекомых, зверей, птиц. Поэтому мы, взрослые, просто обязаны познакомить с детей с лесом, как особым сообществом жизни на Земле, воспитать осознанное стремление беречь его и охранять.
Во-вторых, если дети достаточно хорошо различают лиственные деревья, то из хвойных, как правило называют только ель, часто ассоциируют её с Новым годом и не видят ничего предосудительного, чтобы срубить её на праздник. Поэтому, я выделила следующие основополагающие вопросы проекта:
• Что такое хвойный лес?
• Как различить ель и кедр?
• Каким птицам и зверям ель дает пищу и укрытие?
• Чем щедры ель и кедр?
• Какие опасности угрожают лесу?
• Какие предметы изготавливают из ели и кедра?
• Как защитить ель и кедр?
• Что может произойти с животными леса, если люди вырубят ель?
• Новый год без ёлки? Чем заменить живую ель, кедр?
• Почему нужно беречь хвойный лес?
В процессе подготовительного этапа провела отбор содержания знаний о хвойном лесе и его представителях – ели и кедре, а так же о их «соседях» - растениях и животных; составила конспекты непосредственно образовательной деятельности, подобрала художественную литературу, дидактический материал, ориентируясь на соблюдение принципов формирования системных знаний у детей, исходя из исследования И. А. Хайдуровой, Н. Н Кондратьевой.
Экологический проект «Ель и кедр»(группа компенсирующего вида для детей 5-7 лет с ТНР)
Проект направлен на решение вопросов познавательного развития и экологического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет конкретизации задач по коррекции речевых нарушений у детей и вовлечения родителей в образовательный процесс.
Автор: Травникова Н. Л., воспитатель МДОУ №9 п. Кильдинстрой, Кольского района, Мурманской области
Участники: воспитатель, дети, родители.
Вид: познавательно-исследовательский, групповой.
Срок реализации: 3 месяца
Цель:
• Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
• Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания (объекты –ель и кедр, осознанного действенного отношения к окружающим природным объектам на основе представлений об их значимости в жизни человека, желание их беречь и охранять.
• Совершенствовать лексико-грамматические категории и связную речь детей на основе углубления представлений и пополнения знаний по лексическим темам «Деревья и их плоды», «Дикие животные», «Птицы», «Новый год».
• Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников.
• Создать в ДОУ условия для взаимодействия с родителями.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Познакомить детей с хвойным лесом как особым сообществом жизни на Земле; с представителями хвойного леса – кедром и елью, учить сравнивать их по нескольким признакам (внешний вид, хвоя, шишки, кора на стволе); учить относить дерево к той или иной разновидности леса (ельник, кедрач).
• Закрепить представления о том, что деревья живые. Познакомить со строением кедра и ели.
• Систематизировать представления о взаимодействии растений, животных и птиц в лесу; показать значение ели и кедра в цепи питания;
• Уточнить обобщающие понятия «Хвойные деревья», «Дикие животные», «Птицы».
• Активизировать и обогатить словарный запас детей.
• Закрепить правильное употребление в речи относительных и притяжательных прилагательных, предлогов «в», «за», «на», «под».
• Расширить представления о значении их в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
• Учить создавать образы природы с помощью различных изобразительных средств.
Коррекционно – развивающие:
• Совершенствовать связную речь детей, коммуникативные навыки, опыт исследовательской деятельности;
• Развивать умственные операции сравнения и обобщения, наблюдательность, любознательность, познавательный интерес к природе, желание получать новые знания из книг, зрительное внимание, слуховое восприятие, речедвигательные координации; артикуляционную, общую и пальчиковую моторику рук; детское творчество в процессе совместной продуктивной и творческой деятельности;
Коррекционно – воспитательные:
• Пробуждать чувственное отношение детей к красоте леса.
• Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю; желание принять посильное участие в охране и защите природы.
Интеграция образовательных областей: Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Результат:
• У воспитанников возник устойчивый интерес к творческой, поисково-
• исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления;
• Повысился уровень экологической культуры воспитанников;
• В проектную совместную деятельность вовлечены родители;
• Создана предметно-игровая среда в группе;