Получи документы

Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста

Анастасия Журавлева
Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность исследования. В настоящее время особое место уделяется развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Эксперты в области образования подчеркивают критическую важность развития у детей умения строить связные высказывания для их последующего развития. В контексте речевого прогресса детей данной возрастной категории, приоритет отдается развитию навыков составления связного текста, обогащению его содержания и повышению логической стройности. Поэтому в области речевого развития детей младшего дошкольного возраста так важно уделять особое внимание развитию связной речи, ее содержательности и логичности.

Публикация «Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В Федеральном законе «Об образовании» сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности. Одной из предпосылок к успешной учебной деятельности является развитие связной речи (28).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие включает в себя : владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (27).

В соответствии с требованиями ФОП ДО (29) в области речевого развития детей в возрасте 3-4 лет основными задачами образовательной деятельности являются продолжение закрепления у детей умений давать ответы на вопросы педагога при изучении предметов, картин, иллюстраций; свободно вступать в общение со взрослыми и детьми, использовать простые формулы речевого этикета. Воспитывать умение повторять за педагогом рассказ из 3-4 предложений об игрушке или по содержанию картины, побуждать участвовать в драматизации отрывков из знакомых сказок. Подводить детей к пересказыванию литературных произведений, формировать умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам педагога, а затем совместно с ним.

В процессе воспитания детей дошкольного возраста первостепенное значение приобретает стимулирование их когнитивного развития и совершенствование коммуникативных навыков. Эти два направления – фундамент успешной адаптации ребенка в обществе, обеспечивающий его гармоничное развитие и готовность к школьному обучению. Без развитых когнитивных способностей – внимания, памяти, мышления, – ребёнок будет испытывать трудности в усвоении информации, как в игровой, так и в образовательной среде. А без сформированных коммуникативных навыков – способности к диалогу, выражению своих мыслей и потребностей, умению слушать и понимать других – он рискует столкнуться с трудностями в общении со сверстниками и взрослыми, что может привести к социальной изоляции и психологическим проблемам.

Особую актуальность приобретает развитие речи. Статистика неумолимо показывает рост числа детей с речевыми нарушениями – от задержек речевого развития до серьёзных дефектов речи, таких как дизартрия, алалия и другие. Это требует от педагогов дошкольных учреждений не только глубоких знаний в области логопедии и дефектологии, но и постоянного обновления методического арсенала. Современные подходы к развитию речи включают в себя использование интерактивных игр, музыкальной терапии, театрализованной деятельности, а также индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого ребенка. Важно помнить, что ранняя диагностика речевых нарушений критически важна для успешной коррекции. Поэтому педагоги должны быть внимательны к речевому поведению детей, обращая внимание на темп речи, ясность артикуляции, словарный запас и грамматическую правильность.

Игровая деятельность, несомненно, является основным инструментом развития речи у детей дошкольного возраста. Игры, построенные на ролевых взаимодействиях, рассказывании историй, инсценировках сказок и стихотворений, способствуют обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя речи и совершенствованию диалогической речи. При этом важно, чтобы игры были не только веселыми и занимательными, но и целенаправленно ориентированными на развитие конкретных речевых навыков. Например, игры с куклами могут способствовать развитию диалогической речи, а игры с картинками – расширению словарного запаса. Использование дидактических игр, настольных игр, игр на открытом воздухе позволяет диверсифицировать и обогатить игровой опыт ребенка, способствуя всестороннему развитию его речи.

Успешное развитие речи напрямую связано с развитием других когнитивных функций. Например, хорошая память необходима для запоминания слов и грамматических конструкций. Развитое внимание помогает сосредоточиться на слушании и понимании речи других. А логическое мышление позволяет строить сложные грамматические конструкции и создавать связные рассказы. Поэтому, работа по развитию речи должна быть интегрирована с работой по развитию других когнитивных способностей. Например, загадки, ребусы, логические игры – все это способствует не только развитию мышления, но и обогащению словарного запаса и совершенствованию речевых навыков.

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста изучали многие авторы и педагоги, а также психологи и ученые. К настоящему моменту основу в данной сфере составляют работы таких авторов как Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Г. В. Чиркина, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Флерина, А. В. Ястребова, и мн. др.

Можно констатировать следующее противоречие : в научных исследованиях убедительно доказана необходимость развития связной речи детей дошкольного возраста, однако в настоящее время до сих пор не определены педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Проблема исследования: каковы педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста?

Объект исследования: процесс развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования : педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: разработать и обосновать педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста и на основе опытно-экспериментальной работы разработать методические рекомендации.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:

1. Проанализировать изучение проблемы развития связной речи в современной психолого-педагогической литературе.

2. Выявить особенности развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

3. Представить педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

4. Определить уровень развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

5. Представить методические рекомендации по развитию предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: уровень развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста повысится, если придерживаться следующих этапов работы:

проводить упражнения, в которых дети смогут видеть и назвать характерные признаки и свойства различных предметов;

развивать у дошкольников умение связывать несколько предложений и развивать представления о том, что любое высказывание имеет начало, середину и конец, то есть строится по конкретной схеме;

обучать детей ведению монолога, диалога с использованием игр-драматизаций, рассказов, подведения детей к составлению рассказа с элементами творчества.

Теоретико-методологическая база исследования представлена : представлениями о закономерностях речевого развития, детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнаровича; положениями о особенностях развития связной речи в работах отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной.

Методы исследования:

1) теоретические: анализ научной и методической психолого-педагогической и психолингвистической литературы по проблеме исследования;

2) эмпирические: беседа, педагогический эксперимент (констатирующий);

3) качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.

База исследования: МБДОУ Детский сад №19 «Антошка» г. Белгорода. В эксперименте участвовали дети 3-4 лет в количестве 20 человек.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайнаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайна Последнее время появилось много детей, страдающих нарушениями речи. Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 ноября 2024 в 10:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Журавлева (УИ 1563258) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД