Анастасия Журавлева
Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования. В настоящее время особое место уделяется развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Эксперты в области образования подчеркивают критическую важность развития у детей умения строить связные высказывания для их последующего развития. В контексте речевого прогресса детей данной возрастной категории, приоритет отдается развитию навыков составления связного текста, обогащению его содержания и повышению логической стройности. Поэтому в области речевого развития детей младшего дошкольного возраста так важно уделять особое внимание развитию связной речи, ее содержательности и логичности.
Публикация «Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В Федеральном законе «Об образовании» сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности. Одной из предпосылок к успешной учебной деятельности является развитие связной речи (28).
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие включает в себя : владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (27).
В соответствии с требованиями ФОП ДО (29) в области речевого развития детей в возрасте 3-4 лет основными задачами образовательной деятельности являются продолжение закрепления у детей умений давать ответы на вопросы педагога при изучении предметов, картин, иллюстраций; свободно вступать в общение со взрослыми и детьми, использовать простые формулы речевого этикета. Воспитывать умение повторять за педагогом рассказ из 3-4 предложений об игрушке или по содержанию картины, побуждать участвовать в драматизации отрывков из знакомых сказок. Подводить детей к пересказыванию литературных произведений, формировать умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам педагога, а затем совместно с ним.
В процессе воспитания детей дошкольного возраста первостепенное значение приобретает стимулирование их когнитивного развития и совершенствование коммуникативных навыков. Эти два направления – фундамент успешной адаптации ребенка в обществе, обеспечивающий его гармоничное развитие и готовность к школьному обучению. Без развитых когнитивных способностей – внимания, памяти, мышления, – ребёнок будет испытывать трудности в усвоении информации, как в игровой, так и в образовательной среде. А без сформированных коммуникативных навыков – способности к диалогу, выражению своих мыслей и потребностей, умению слушать и понимать других – он рискует столкнуться с трудностями в общении со сверстниками и взрослыми, что может привести к социальной изоляции и психологическим проблемам.
Особую актуальность приобретает развитие речи. Статистика неумолимо показывает рост числа детей с речевыми нарушениями – от задержек речевого развития до серьёзных дефектов речи, таких как дизартрия, алалия и другие. Это требует от педагогов дошкольных учреждений не только глубоких знаний в области логопедии и дефектологии, но и постоянного обновления методического арсенала. Современные подходы к развитию речи включают в себя использование интерактивных игр, музыкальной терапии, театрализованной деятельности, а также индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого ребенка. Важно помнить, что ранняя диагностика речевых нарушений критически важна для успешной коррекции. Поэтому педагоги должны быть внимательны к речевому поведению детей, обращая внимание на темп речи, ясность артикуляции, словарный запас и грамматическую правильность.
Игровая деятельность, несомненно, является основным инструментом развития речи у детей дошкольного возраста. Игры, построенные на ролевых взаимодействиях, рассказывании историй, инсценировках сказок и стихотворений, способствуют обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя речи и совершенствованию диалогической речи. При этом важно, чтобы игры были не только веселыми и занимательными, но и целенаправленно ориентированными на развитие конкретных речевых навыков. Например, игры с куклами могут способствовать развитию диалогической речи, а игры с картинками – расширению словарного запаса. Использование дидактических игр, настольных игр, игр на открытом воздухе позволяет диверсифицировать и обогатить игровой опыт ребенка, способствуя всестороннему развитию его речи.
Успешное развитие речи напрямую связано с развитием других когнитивных функций. Например, хорошая память необходима для запоминания слов и грамматических конструкций. Развитое внимание помогает сосредоточиться на слушании и понимании речи других. А логическое мышление позволяет строить сложные грамматические конструкции и создавать связные рассказы. Поэтому, работа по развитию речи должна быть интегрирована с работой по развитию других когнитивных способностей. Например, загадки, ребусы, логические игры – все это способствует не только развитию мышления, но и обогащению словарного запаса и совершенствованию речевых навыков.
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста изучали многие авторы и педагоги, а также психологи и ученые. К настоящему моменту основу в данной сфере составляют работы таких авторов как Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Г. В. Чиркина, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Флерина, А. В. Ястребова, и мн. др.
Можно констатировать следующее противоречие : в научных исследованиях убедительно доказана необходимость развития связной речи детей дошкольного возраста, однако в настоящее время до сих пор не определены педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста?
Объект исследования: процесс развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования : педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать и обосновать педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста и на основе опытно-экспериментальной работы разработать методические рекомендации.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать изучение проблемы развития связной речи в современной психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
3. Представить педагогические условия развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
4. Определить уровень развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
5. Представить методические рекомендации по развитию предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: уровень развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста повысится, если придерживаться следующих этапов работы:
проводить упражнения, в которых дети смогут видеть и назвать характерные признаки и свойства различных предметов;
развивать у дошкольников умение связывать несколько предложений и развивать представления о том, что любое высказывание имеет начало, середину и конец, то есть строится по конкретной схеме;
обучать детей ведению монолога, диалога с использованием игр-драматизаций, рассказов, подведения детей к составлению рассказа с элементами творчества.
Теоретико-методологическая база исследования представлена : представлениями о закономерностях речевого развития, детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнаровича; положениями о особенностях развития связной речи в работах отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ научной и методической психолого-педагогической и психолингвистической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: беседа, педагогический эксперимент (констатирующий);
3) качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.
База исследования: МБДОУ Детский сад №19 «Антошка» г. Белгорода. В эксперименте участвовали дети 3-4 лет в количестве 20 человек.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.