Ирина Россихина
Песочная терапия для развития познавательных интересов и творческих способностей дошкольников с особенностями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная терапия для развития познавательных интересов и творческих способностей дошкольников с особенностями в развитии
Когда песчинки взлетают в небо, они превращаются
в звезды. Но когда звезды падают вниз, их уже не
отличишь от простого песка.
Звезды - это песчинки, которые над головой,
а песчинки – это звезды, которые под ногами.
Феликс Кривин
Публикация «Песочная терапия для развития познавательных интересов и творческих способностей дошкольников с особенностями в развитии» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые замки, объединяя их в настоящие укрепленные города. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит замок, ребенок не расстраивается. Наоборот, он с еще большим энтузиазмом принимается за новое строительство.
Этот феномен известен всем. Но что же за ним стоит? Почему не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, спонтанно создают картины из песка?
В чем состоит особое очарование, магия песка?
Соприкасаясь с ним, человек соприкасается с Бесконечностью. Для ребенка это состояние естественно, для взрослых, к сожалению, часто забыто. Но каждый, однако, стремится постичь тайну. И она открывается, когда у взрослого появляется доверие к этой простой детской игре.
Песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Игра с песком - это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.
Именно поэтому в своей работе с детьми я, активно использую песочную терапию как один из методов, формирующих у детей: эстетическое развитие, формирование познавательных интересов, развитие творческих способностей, развитие мышления, развитие речи, а также как главный фактор психологического здоровья ребёнка.
Формы и методы песочной терапии
Песочная терапия используется с целью диагностики (как индивидуальной так и групповой).
В случаях, когда необходимо быстро получить представление о внутренней картине мира и месте в нем ребенка, наиболее актуальных проблемах в отношениях с окружающими, обеспечить рефлексию применение песочной терапии является весьма эффективным.
В индивидуальной форме можно диагностировать:
• Наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения)
• Уровень и направленность агрессии (гетеро и аутоагрессия)
• Конфликты со значимыми близкими. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора
• Потенциальные, ресурсные возможности (когда есть некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации)
• Способы преодоления трудностей (взаимопомощь, покровительство, избегание)
• Уровень развития эмоциональной сферы (анализ чувств, рефлексия)
• Анализ расположение фигурок в песочнице и их значение
В групповой форме работы с песочницей можно диагностировать:
• Характер взаимодействия в группе
• Распределение ролей в группе
Стиль поведения каждого участника группы
В качестве метода психокоррекционного воздействия (например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д.) Песочная терапия очень актуальна при работе с детьми с ОВЗ и с детьми с особенностями в развитии (агрессивность, гиперактивность, замкнутость).
Кроме того, песочную терапию можно использовать в развивающих играх. Детские игры — основное средство познания и взаимодействия с окружающим миром.
В работе с детьми использую следующие игры:
1. На развитие тактильных ощущений (поглаживание песка легонько, сильно, похлопывание и т. п.);
2. «Закапывание» в песок своих рук.
3. «Посыпание, пересыпание» песка из руки на руку или из ёмкости в ёмкость
4. «Отпечатки наших рук». Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ладошек, изображать пальчиками следы животных (медведь прошел кулачками, зайка - пальчиками).
На развитие творческих способностей, развитие внимания, мышления
5. Игра «Секретик» Что спрятано в песке? «Спрячь и найди игрушку в песке» (одной рукой, двумя руками, и пр.);
6. Выдувание спрятанных игрушек, рисование дыханием (используем палочки для коктейля)
7. «Сделай тоже самое» (ребёнок повторяет рисунок или действие, предлагаемые педагогом);
8. Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.
9. Выкладывание узора на песке (узор может придумать сам ребёнок или выложить по образцу с использованием камней, ракушек);
10. Развивающие игры (знакомство со странами и их обитателями и пр.);
11. Свободные игры и т. д.
Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.
На песке каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Путем построения "своего мира" в песочнице ребенок реализует свои творческие способности, отражает свой внутренний мир, свои переживания и эмоции. Кроме развития пространственного и творческого мышления, песочная терапия имеет дополнительный эффект - при работе с песком и мелкими фигурками у ребенка развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, гармонизируется эмоциональное состояние.