МААМ-картинки

Песочная терапия для развития познавательных интересов и творческих способностей дошкольников с особенностями в развитии

Ирина Россихина
Песочная терапия для развития познавательных интересов и творческих способностей дошкольников с особенностями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы

Песочная терапия для развития познавательных интересов и творческих способностей дошкольников с особенностями в развитии

Когда песчинки взлетают в небо, они превращаются

в звезды. Но когда звезды падают вниз, их уже не

отличишь от простого песка.

Звезды - это песчинки, которые над головой,

а песчинки – это звезды, которые под ногами.

Феликс Кривин

Публикация «Песочная терапия для развития познавательных интересов и творческих способностей дошкольников с особенностями в развитии» размещена в разделах

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые замки, объединяя их в настоящие укрепленные города. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит замок, ребенок не расстраивается. Наоборот, он с еще большим энтузиазмом принимается за новое строительство.

Этот феномен известен всем. Но что же за ним стоит? Почему не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, спонтанно создают картины из песка?

В чем состоит особое очарование, магия песка?

Соприкасаясь с ним, человек соприкасается с Бесконечностью. Для ребенка это состояние естественно, для взрослых, к сожалению, часто забыто. Но каждый, однако, стремится постичь тайну. И она открывается, когда у взрослого появляется доверие к этой простой детской игре.

Песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Игра с песком - это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.

Именно поэтому в своей работе с детьми я, активно использую песочную терапию как один из методов, формирующих у детей: эстетическое развитие, формирование познавательных интересов, развитие творческих способностей, развитие мышления, развитие речи, а также как главный фактор психологического здоровья ребёнка.

Формы и методы песочной терапии

Песочная терапия используется с целью диагностики (как индивидуальной так и групповой).

В случаях, когда необходимо быстро получить представление о внутренней картине мира и месте в нем ребенка, наиболее актуальных проблемах в отношениях с окружающими, обеспечить рефлексию применение песочной терапии является весьма эффективным.

В индивидуальной форме можно диагностировать:

• Наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения)

• Уровень и направленность агрессии (гетеро и аутоагрессия)

• Конфликты со значимыми близкими. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора

• Потенциальные, ресурсные возможности (когда есть некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации)

Способы преодоления трудностей (взаимопомощь, покровительство, избегание)

• Уровень развития эмоциональной сферы (анализ чувств, рефлексия)

• Анализ расположение фигурок в песочнице и их значение

В групповой форме работы с песочницей можно диагностировать:

• Характер взаимодействия в группе

• Распределение ролей в группе

Стиль поведения каждого участника группы

В качестве метода психокоррекционного воздействия (например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д.) Песочная терапия очень актуальна при работе с детьми с ОВЗ и с детьми с особенностями в развитии (агрессивность, гиперактивность, замкнутость).

Кроме того, песочную терапию можно использовать в развивающих играх. Детские игры — основное средство познания и взаимодействия с окружающим миром.

В работе с детьми использую следующие игры:

1. На развитие тактильных ощущений (поглаживание песка легонько, сильно, похлопывание и т. п.);

2. «Закапывание» в песок своих рук.

3. «Посыпание, пересыпание» песка из руки на руку или из ёмкости в ёмкость

4. «Отпечатки наших рук». Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ладошек, изображать пальчиками следы животных (медведь прошел кулачками, зайка - пальчиками).

На развитие творческих способностей, развитие внимания, мышления

5. Игра «Секретик» Что спрятано в песке? «Спрячь и найди игрушку в песке» (одной рукой, двумя руками, и пр.);

6. Выдувание спрятанных игрушек, рисование дыханием (используем палочки для коктейля)

7. «Сделай тоже самое» (ребёнок повторяет рисунок или действие, предлагаемые педагогом);

8. Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.

9. Выкладывание узора на песке (узор может придумать сам ребёнок или выложить по образцу с использованием камней, ракушек);

10. Развивающие игры (знакомство со странами и их обитателями и пр.);

11. Свободные игры и т. д.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

На песке каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Путем построения "своего мира" в песочнице ребенок реализует свои творческие способности, отражает свой внутренний мир, свои переживания и эмоции. Кроме развития пространственного и творческого мышления, песочная терапия имеет дополнительный эффект - при работе с песком и мелкими фигурками у ребенка развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, гармонизируется эмоциональное состояние.

Публикации по теме:

Нетрадиционная техника рисования «пластилинография» в развитии творческих и познавательных способностей дошкольников Тема: Нетрадиционная техника рисования «Пластилинография» в развитии творческих и познавательных способностей дошкольников. В последнее.

Песочная терапия как важный показатель благополучного развития детей-дошкольниковПесочная терапия как важный показатель благополучного развития детей-дошкольников На своих занятиях я стараюсь чаще использовать игры с песком. Я приготовила для них очень необычную игру. Рисование кварцевым цветным песком.

Развитие творческих способностей дошкольников. Средства для развития мышления и воображения. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Журавушка» «Развитие творческих способностей дошкольников».

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе проектной деятельности» Цель: способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования. Задачи: -Создать.

Пластилинография в развитии творческих и познавательных способностей у дошкольников «Все дети любят рисовать» Не могу полностью согласиться с этим высказыванием. Работая в детском саду я вижу, как многие дети не подходят.

Песочная терапия для дошкольников Есть ли такая детская игра, которая может гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущения разнообразия.

План по самообразованию «Коллекционирование как средство развития познавательных интересов у дошкольников» План по самообразованию Воспитателя Гурьяновой Е. Ю. на 2016-17 уч. год младшая группа КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ.

Проект. Детская анимация как средство развития познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Детская мультипликация — это универсальный инструмент, золотой ключик к душе каждого ребенка. Это особый вид искусства, самостоятельный.

Внеурочная деятельность — основа развития познавательных и творческих способностей младших школьников М. П. Макевич Внеурочная деятельность – основа развития познавательных и творческих способностей младших школьников (обмен опытом).

Задания и упражнения для развития познавательных способностей дошкольников на занятиях математики Задания и упражнения для развития познавательных способностей дошкольников на занятиях математики 1. Для проведения тренировочных занятий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия для развития познавательных интересов и творческих способностей дошкольников с особенностями в развитии
Опубликовано: 9 ноября 2017 в 21:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Песочная терапия для развития познавательных интересов и творческих способностей дошкольников с особенностями в развитии» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Россихина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД