Светлана Фесенко
Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей посредством использования игрового набора «Дары Фребеля»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО НАБОРА «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ».
Фесенко С. И. ,
МБДОУ д/с № 88 г. Белгорода
Аннотация.
В данной статье рассматривается проблема формирования полноценного развития познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Главное внимание в работе авторы уделяют возможности применения технологии «Дары Фребеля», которая является действенной по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность.
Публикация «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей посредством использования игрового набора „Дары Фребеля“» размещена в разделах
Ключевые слова: интеллектуальное развитие, познавательное развитие, игровая деятельность, дошкольный возраст, «Дары Фребеля», коммуникативные способности.
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть - семь лет. Но они имеют немалое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и живо. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего создания малыш превращается в относительно самостоятельную, активную личность.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к благополучному обучению является развитие интеллектуально - познавательных способностей [1,2].
Вопрос полноценного развития познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальным.
Немаловажную роль в развитии познавательных и интеллектуальных способностей занимает игра. Игровое обучение в образовательной деятельности имеет особое значение. Во время образовательной деятельности дети почти не общаются друг с другом. В игре можно создать ситуации, при которых на разных этапах деятельности ребята могут обмениваться друг с другом информацией, советоваться, спорить, помогать и оценивать друг друга. В процессе общения дети быстрее и лучше понимают учебный материал, вместе устраняют затруднения. Это позволяет практически всем двигаться вперед, подтягивает слабых и не замедляет сильных по знаниям детей.
В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста.
ФГОС ДО направлен на развитие разносторонней, интеллектуальной личности, на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разнообразных видах деятельности [3].
Первым, кто рассмотрел игру как ведущий вид деятельности в развитии детей дошкольного возраста, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вельгельм Август Фребель.
Технология Дары Фребеля - является результативной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность [4].
Таким образом, в своей работе мы используем игровой набор «Дары Фребеля» в практической деятельности с детьми.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно - исследовательской деятельности детей. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фребеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.
При использовании дидактического материала «Дары Фребеля» у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, отвечающей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1. Обеспечение эмоционального благополучия через:
- прямое общение с каждым ребенком;
- обходительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей через :
- создание условий для легкого выбора детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- неселективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной т. д.);
3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими и социальными слоями;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников.
В заключение можно сказать, что разработав теорию игры, собрав и оформив методически подвижные игры, учёный создал регламентированную систему, преобразованную в «дары», педагогическая концепция, созданная, в XIX веке Фридрихом Фребелем навсегда вписала своё имя в историю дошкольной педагогики и психологии.
И мы, педагоги ДОО, уверены, что, если к нам на смену придет не одно поколение дошкольников, а может быть и педагогов, необыкновенные «Дары» останутся навсегда и ещё ни один ребёнок сожмёт в маленькой ладошке цветные шарики – символ вселенной…
ЛИТЕРАТУРА
1. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей дет. сада. – М. : Просвещение, 1989. – 127с.
2. Савенков А. Развитие познавательных способностей : 5-6 лет / В 2-х тетрадях. - М. : Дом Федорова, 2016.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 17.11.2013 г., № 1155.
4. Фребель Ф. Воспитание человека; Детский сад // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н. Б. Мчедлидзе и др. - М., 1986. - с. 188-240.