Галина Блинова
Развитие познавательной активности дошкольников через ознакомление с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
(Методический проект для педагогов)
В современном обществе снизилась мотивация детей к процессу приобретения знаний. В связи с этим, происходит поиск новых технологий, методов и приёмов, которые бы не снижали интерес к познанию. Актуальным становится использование активных методов обучения (АМО, которые вовлекают дошкольников в активную познавательно-исследовательскую деятельность, организованная деятельность носит творческий характер.
Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников через ознакомление с окружающим миром» размещена в разделах
Ознакомление детей с окружающим миром приобретает всё большую активность. В помощь воспитателям для работы с детьми было разработано методическое пособие «Познавательное развитие детей 5- 7 лет», в котором раскрыты близкие, доступные детям темы: «Моя семья», «Мой дом», «Домашние животные», «Птицы», «Виды транспорта», «Профессии»… В конце каждой темы – подборка игр, игровых упражнений, стихов, вопросов,направленных на развивающее обучение.
В 2012 году методическое пособие вошло в основной список литературы в соответствии с ФГТ по образовательной области «Познание» рекомендовано, как основное в образовательной области «Познание», раздела «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»
В соответствии с ФГТ, копилка познавательного материала, постоянно пополняется, её могут использовать педагоги, планируя НОД и итоговые мероприятия по тематическим неделям, создавать электронные презентации для познавательных вечеров, викторин, совместных с родителями мероприятий.
Цель:
Развитие инновационного потенциала педагогического проектирования, направленного на реализацию ФГТ.
Задачи:
• научить педагогов самостоятельно проектировать образовательную работу с детьми в соответствии с ФГОС;
• обогатить педагогический процесс новыми возможностями.
Познавательная активность выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.
С появлением технических средств в ДОУ, у педагогов появилась возможность разнообразить НОД с детьми, повысить её эффективность. Разнообразие форм предъявления информации делают её привлекательной и доступной для усвоения детьми, позволяют повысить мотивацию к познанию окружающего мира.
Игры с применением электронного оборудования снимают проблему перехода от игровой деятельности к учебной. Минимум утомляемости, повышается интерес к обучению, любая информация усваивается детьми быстрее и лучше.
Познавательная информация не только расширит кругозор ребёнка, но и станет необходимым фундаментом его дальнейшего успешного обучения в школе. В процессе ознакомления с окружающим миром у ребенка формируется образ или картина мира.
Одной из главных особенностей ознакомления детей с окружающим миром является ее комплексный, системный характер, поэтому необходимо составить примерное комплексно-тематическое планирование на учебный год.
Процесс ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром должен включать не только НОД, но и воспитательно-образовательную работу педагогов с детьми в повседневной жизни в условиях детского сада (наблюдения в быту, на прогулках, этические беседы, а также семейное воспитание. Необходимо предоставить детям возможность отразить впечатления, полученные в НОД, во время экскурсий, прогулок, в рисунках, творческих рассказах.
Особенности работы с детьми
• Предоставление воспитанникам возможности задавать вопросы, не сдерживать их активность и инициативу.
• Стремление к созданию успеха для каждого ребёнка.
• Привлечение к использованию различных путей поиска и добывания информации о мире.
• Использование личного опыта каждого ребёнка.
• Использование наглядного материала. Дети познают окружающий мир через яркие образы, конкретно и наглядно.
• Создание «трудных ситуаций», как возможностей применения новых знаний.
• Чередование видов работ, типов деятельности, для снижения утомляемости детей.
• Продумывание педагогом возможностей для ребёнка проявить себя.
• Педагоги ДОУ используют в обучении дошкольников игровую форму, увлекая их в мир знаний с помощью дидактических игр, двигательных и развивающих упражнений, творческих заданий, познавательных рассказов, решения проблемных ситуаций.
• Дети лучше усвоят знания об окружающем, если им покажут небольшой фильм, используя ИКТ. Это может быть история России, нашего города, каких-то предметов, животный и растительный мир Самарского края, мультфильм, неправильное поведение героя которого, привело к большим неприятностям.
• Велико значение сказки, как средству приобщения к миру человеческих судеб, к миру историй, к творческим преобразованиям.
• Положительный компонент. На фоне положительных эмоций лучше развиваются все психические процессы. Позитивные настроение улучшает процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Ощущения счастья и радости имеют тенденцию способствовать эффективному выполнению разнообразных познавательных задач, увеличивают мотивацию к учебной деятельности.
• Очень актуальна на современном этапе тематика основ безопасности дошкольников. Организуя с детьми НОД, беседуя на различные темы, можно устраивать минутки безопасности.
• Всё больше внимания рекомендуется уделять социально-нравственному воспитанию, ознакомлению детей с общепринятыми в обществе правилами, основами ЗОЖ. Наглядного материала, доступного детям, к сожалению пока недостаточно. Можно подобрать серию небольших фильмов, доступных для детского восприятия.
Формы работы с детьми
• Непосредственно - образовательная деятельность.
• Познавательные вечера, викторины, конкурсы.
• Наблюдения, опыты, эксперименты.
• Чтение энциклопедической и детской художественной литературы.
• Организация выставок, коллекций.
• Посещение музеев (с родителями).
• Встречи с интересными людьми.
• Демонстрация небольших фильмов, сказок, презентаций.
Рекомендации по формированию познавательных интересов
Всем педагогам известно, что информация, которая вызвала у детей интерес, усваивается гораздо лучше, поэтому, эффективно:
• использование сюрпризных моментов (двигающие, плавающие игрушки, магнитный театр)
• внесение новых и знакомых детям предметов (электронная карта, кормушка для птиц);
• использование загадок, хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои;
• доброжелательное и уважительное отношение к детям;
• поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный;
• использование игровой формы, предложения что-то придумать, задать интересующие вопросы по предложенной теме;
• адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать ребенок, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности воспитанника (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).
Важно:
• вовлекать ребёнка в активное освоение окружающего мира,
овладеть способами познания помогают игры и игровые упражнения;
• организовывать работу по темам, возникающим в течение учебного года на основе вопросов и пожеланий детей, по темам вызывающим у детей особый интерес, для этого необходимо оставлять определённый промежуток времени, составляя перспективный план тематических недель;
• задавать, как можно чаще, вопросы типа: «Как ты думаешь?»,
всегда внимательно выслушивать рассуждения ребёнка;
• рассматривать любопытные вещи, книги, истории;
• больше общаться, чаще говорить с каждым ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже - действия, затем признаки и свойства предметов; рассуждать вслух и обосновывать свои суждения;
•использовать загадки, пословицы и поговорки, в основе которых народная мудрость.
•проводить с детьми эксперименты и опыты, они помогают расширить кругозор детей, учат устанавливать простейшие взаимосвязи.
•творчески использовать метод проектов, мыслительные карты.
Мыслительные карты
Представить окружающий мир в разных взаимосвязях, связав продуктивную детскую деятельность общим содержанием, сделав её осмысленной. Таким требованиям отвечает метод использования ментальных карт, который давно применяется в дошкольном воспитании многих зарубежных стран.
С помощью интеллект – карты можно в наиболее естественной и забавной манере превратить познавательный материал в логически связанную карту и помочь ребёнку усвоить его.
Темы, по которым можно составить мыслительные карты могут быть самыми различными. Одна из тематических недель перспективного годового планирования посвящена теме «Сказки». Детей можно познакомить с видами сказок, способом передачи сказок, показать воспитательную ценность сказки, познакомить с профессиями, которые связаны со сказками, играми различными по содержанию.
Огромное значение ФГОС отводит работе с родителями, педагогам важно сделать родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Формы работы с родителями
• Лекции об особенностях познавательной деятельности ребёнка с рекомендациями по созданию развивающей среды дома.
• Размещение рекомендаций на информационном стенде, сайте ДОУ.
• Семейные проекты «Моя семья»,«Генеалогическое древо нашей семьи».
• Родительские встречи, позволяющие рассказать о собственных хобби, «Мамины и папины уроки»
• Семинар - практикум по организации познавательно –исследовательской и проектной деятельности дошкольников.
• Познавательные вечера по различной тематике, где родители – активные участники.
Перспективы
Работа педагогов по готовым конспектам всё больше уходит в прошлое. Творческий воспитатель стремится сам проектировать образовательный процесс, учитывая и уровень развития детей группы, и собственные интересы, и возможности ДОУ, и тенденции образовательной системы города, страны. Важно научить педагогов самостоятельно проектировать образовательную работу с детьми во всём многообразии, взаимосвязях.
Важно разработать систему развивающего материала, в котором раскрыть перед детьми окружающий мир во всём многообразии и разных взаимосвязях. Широко использовать ИКТ, электронные презентации для более эффективного и качественного усвоения информации дошкольниками.
Использовать копилку электронных дисков с презентациями различной тематики в работе с родителями (ребёнок, долго не посещающий ДОУ по какой-либо причине, может получить необходимые знания дома, просмотрев с родителями электронный диск).
Используемая литература:
1. Козлова С. А. Мой мир. М. ,2000
2. Козлова С. А. Программа «Я – Человек». М., 2004
3. ДыбинаО. В. Ребенок и окружающий мир. М., 2005
4. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. М., 2010
5. Карунова Л. А. Использование элементов современных педагогических технологий в деятельности ДОУ. Самара, 2005