Лучший педагог года

Консультация «Инновационная деятельность. Сопровождение обучающихся раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»

Ирина Валерьевна Чайкина
Консультация «Инновационная деятельность. Сопровождение обучающихся раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Сопровождение обучающихся раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.

Актуальность:

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременное и правильно осуществляемое воспитание является важным условием их полноценного развития, поэтому в последнее время в дошкольных учреждениях резко увеличился поток детей раннего возраста.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным, а также к стрессу. С поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходит ряд серьезных изменений: строгое соблюдение режима дня; отсутствие близких, родных людей; постоянный контакт со сверстниками. Продумывая процесс адаптации детей и родителей (законных представителей, нужно учитывать и адаптивность педагогов, подразумевающую:

знание особенностей психофизического развития детей данного возраста; умение создать безопасную комфортную среду для всех участников образовательного процесса, учитывая индивидуальность каждого;

готовность идти на диалог, а иногда и на компромисс в отношениях с родителями;

желание создать атмосферу «семейного» тепла, доброты, внимания друг к другу.

Таким образом, разработка и реализация инновационной деятельности по созданию благоприятных условий для успешной адаптации ребенка к новым окружающим условиям и требованиям поведения является весьма актуальной.

Цель: создание психолого-педагогической системы сопровождения обучающихся раннего возраста в адаптационный период.

Задачи:

1) Повышать адаптивность детей раннего возраста к условиям ДОУ.

2) Повышать уровень компетентности педагогов, работающих в группе, по вопросам успешной адаптации.

3) Повышать психологическую компетентность родителей (законных представителей) по вопросам социальной адаптации и развитию детей раннего возраста.

Этапы работы:

1 этап – постановочно - организационный (сентябрь 2019 - октябрь 2019)

2 этап - практический (ноябрь 2019- декабрь 2020)

3 этап - итоговый (январь 2021- май 2021)

Цель и задачи 1 этапа работы:

Цель: определение плана работы по реализации темы самообразования.

Задачи:

1) изучить и апробировать современные формы и методы, использующиеся в практике по взаимодействию ДОУ и семьи для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;

2) подобрать диагностический инструментарий;

3) написать тематическое планирование по работе с обучающимися;

4) разработать годовой план по работе с родителями (законными представителями, педагогами (анкеты, доклады на родительские собрания, рекомендации и т. д.).

5) оформить подборку игр по данной теме.

Цель и задачи 2 этапа работы:

Цель: практическое применение изученных методик.

Задачи:

1) провести анкетирование педагогов и родителей (законных представителей);

2) реализовать план работы с обучающимися раннего возраста;

3) апробировать практический материал;

4) внести коррективы по работе с обучающимися в адаптационный период;

5) реализовать годовой план работы с родителями (законными представителями) и педагогами.

Цель и задачи 3 этапа работы:

Цели: обобщение результатов работы.

Задачи:

1) подвести итоги работы за период инновационной деятельности, осуществить рефлексию полученного опыта;

2) провести анализ результатов адаптации обучающихся к условиям ДОУ, провести сравнительный анализ результатов за 2019-2020 учебный год и 2020-2021 учебный год; продумать перспективы по дальнейшей работе с учетом выявленных проблем;

3) обобщить результаты работы в итоговом отчете;

4) издать брошюру, методические рекомендации по теме;

5) представить опыт работы на ГМО педагогов-психологов в форме «Ярмарка педагогических идей»;

6) написать Программу «Адаптация малышей к условиям дошкольного образовательного учреждения»;

7) организовать работу Мини-лаборатории «Загляни малышу в глаза»;

8) опубликовать материал на сайтах образовательных порталов;

Ожидаемые результаты у детей:

успешно социализируются в группе;

быстро проходят острый и подострый периоды адаптации;

легко привыкают к новым условиям;

снижение заболеваемости на фоне адаптации.

Ожидаемые результаты у педагога-психолога:

появится удовлетворенность собственной деятельности;

повысится уровень самообразования, профессионального мастерства по данной теме;

успешное прохождение процедуры аттестации на первую квалификационную категорию.

Ожидаемые результаты у педагогов:

повысится уровень компетентности в вопросах организации детской деятельности в условиях адаптации обучающихся раннего возраста к ДОУ.

Изучение психолого-педагогической литературы

№ Содержание деятельности Сроки Форма представления результатов работы

1 Володько, Д. В. «Коррекционно-развивающие занятия по социальной адаптации детей дошкольного возраста» [Текст]/ Д. В. Володько – Зорны Верасок, 2010. – 104 с. Сентябрь

Октябрь

2019 г. Сборник игр – упражнений для формирования доверительных отношений между педагогом и обучающимися

2 Роньжина, А. С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст]/ А. С. Роньжина – М. Книголюб, 2001. – 72 с. (Психологическая служба) Сентябрь

Октябрь

2019 г. Конспекты адаптационных занятий

3 Громова, О. Е. «Проблемы адаптации «Зайка идет в садик» [Текст]/ О. Е. Громова – М. ИД Сфера образования, 2019. – 9с. Ноябрь

2019г. Консультации для родителей (законных представителей).

Картотека игр для знакомства с детским садом

4 Овсепян, К. Р. Проблемы адаптации «Я иду в детский сад» [Текст]/ К. Р. Овсепян – М. ИД Сфера образования, 2019. – 9с. Ноябрь

2019г. Консультации для родителей (законных представителей)

Картотека игр для знакомства с детским садом

5 Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду [Текст]/ О. Г. Заводчикова – М. Просвещение, 2007. –79 с. Февраль

2020г. План работы с родителями (законными представителями)

6 Найбауэр, А. В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду [Текст]/ А. В. Найбауэр – Сфера, 2013. – 128 с. Сентябрь

2020г. Копилка теоретических и практических материалов для организации игр и занятий в период адаптации

7 Семенака, С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе [Текст]/ С. И. Семенака – АРКТИ, 2014. –72 с. Сентябрь

2020г. Информационный лист «Практические советы для воспитателей ДОУ»

8 Белкина, А. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]/ А. В. Белкина – Учитель, 2006. – 240 с. Декабрь

2020г. План по взаимодействию ДОУ с семьей, анкеты и тесты для родителей.

9 Лапина, И. Адаптация детей при поступлении в детский сад [Текст]/ И. Лапина – Учитель, 2019. – 127 с. Февраль

2021г. Консультации и памятки для воспитателей

Работа с родителями (законными представителями)

№ Содержание деятельности Сроки Форма представления результатов работы

1 Подготовка информации для родителей (законных представителей) в папку-передвижку «Советы психолога» 1 неделя сентября 2019 Папка-передвижка «Советы психолога»

2. Подбор материала и составление памятки для родителей (законных представителей) Сентябрь

2019

1 неделя

Памятка «Когда нужно обращаться к психологу?».

Информация на официальный сайт ДОУ (сказка-югра. рф)

3. Разработка рекомендаций по адаптации обучающегося к детскому саду Сентябрь

2019

1 неделя Рекомендации родителям (законным представителям) в период адаптации обучающегося к детскому саду

4. Подбор материала и составление памятки для родителей (законных представителей) Сентябрь

2019

1 неделя Памятка «Психологические особенности детей раннего возраста»

5. Подбор материала и составление памятки для родителей (законных представителей) Сентябрь

2019

1 неделя Памятка «Страх разлуки с мамой»

6. Составление анкеты для родителей (законных представителей). Проведение анкетирования. 4 неделя сентября 2019,

1 неделя апреля 2020 - обучающиеся с тяжёлой адаптацией на начало года Анкетирование родителей (законных представителей)

«Адаптация ребёнка к условиям ДОУ»

Анализ результатов. Справка по результатам. Годовой отчёт.

7. Подготовка материала для родительского собрания

3 неделя октября

2019 Доклад на родительском собрании «Адаптация. Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста»

(группа № 1)

8. Организация заседания детско-родительского клуба «Непоседы» с целью расширения педагогических знаний родителей (законных представителей, с целью сближения подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду 4 неделя октября 2019 Практический семинар «Адаптация. Новый этап жизни вашего малыша»

9. Организация консультации для родителей (законных представителей) В течение года.

По мере необходимости, по запросу родителей (законных представителей) Индивидуальная консультация «Трудности адаптации. Пути решения»

10. «День открытых дверей» Апрель

2020 Конспект. Отчет.

Открытое мероприятие «Игротека»

11. Подготовка материала по теме «Игры по дороге в детский сад» Первая неделя декабря 2019 Информация на сайт ДОУ

12. Подготовка материала по теме «Что такое эмоции» Первая неделя февраля 2020 Информация на сайт ДОУ

13. Организация анкетирования на конец года 1 неделя апреля 2020 - обучающиеся с тяжёлой адаптацией на начало года Анкетирование

«Адаптация ребёнка к условиям ДОУ».

Анализ. Справка по результатам. Годовой отчёт.

Разработка программно-методического обеспечения

воспитательно-образовательного процесса

№ Содержание деятельности Сроки Форма представления результатов

1. Подбор диагностического инструментария для проведения анкетирования родителей и воспитателей по теме «Адаптация» Сентябрь – октябрь 2019 г. Диагностические карты, аналитическая справка

2. Подбор игр и упражнений для адаптации детей 2-3 лет Сентябрь 2019 Картотека игр и упражнений

3. Составление примерного тематического плана работы с обучающимися Сентябрь 2019 Примерный тематический план работы с обучающимися

4. Реализация примерного тематического плана работы с обучающимися Сентябрь 2019 – май 2020 Примерный тематический план работы с обучающимися

5. Составление конспектов занятий Сентябрь - Октябрь 2019 Комплекс занятий для обучающихся 2-3-х лет в период адаптации к детскому саду

Участие в системе методической работы детского сада

№ Содержание деятельности Сроки Форма представления результатов

1. Подготовка теоретического и практического материала для семинара «Адаптация» Сентябрь 2019 Практический семинар для воспитателей адаптационных групп по теме «Адаптация». Конспект.

Информация на официальный сайт ДОУ (сказка-югра. рф)

2. Подбор диагностического инструментария и проведение анкетирования воспитателей группы № 1 «Колобок» по теме «Адаптация обучающихся» Октябрь 2019

Результаты диагностики. Справка.

3. Подбор рекомендаций по проведению успешной адаптации В течение учебного года по мере необходимости Индивидуальные консультации для воспитателей по теме «Адаптация»

4. Подбор и оформление игр и упражнений для адаптации детей 2-3 лет Сентябрь 2019 Картотека игр и упражнений

5. Проведение повторного анкетирования воспитателей группы № 1 «Колобок» по теме «Адаптация обучающихся» Апрель 2020

Результаты диагностики. Справка

6. Показ адаптационного занятия «Мячики» при прохождении процедуры аттестации на соответствие занимаемой должности «Педагог-психолог» Октябрь 2019 Открытое занятие «Мячики».

Конспект.

Успешное прохождение процедуры аттестации.

Цель и задачи 2 этапа работы:

Цель: практическое применение изученных методик.

Задачи:

6) провести анкетирование педагогов и родителей (законных представителей);

7) реализовать план работы с обучающимися раннего возраста;

8) апробировать практический материал;

9) внести коррективы по работе с обучающимися в адаптационный период;

10) реализовать годовой план работы с родителями (законными представителями) и педагогами.

Ожидаемые результаты у детей:

успешно социализируются в группе;

быстро проходят острый и подострый периоды адаптации;

легко привыкают к новым условиям;

снижение заболеваемости на фоне адаптации.

Ожидаемые результаты у педагога-психолога:

появится удовлетворенность собственной деятельности;

повысится уровень самообразования, профессионального мастерства по данной теме;

успешное прохождение процедуры аттестации на первую квалификационную категорию.

Ожидаемые результаты у педагогов:

повысится уровень компетентности в вопросах организации детской деятельности в условиях адаптации обучающихся раннего возраста к ДОУ.

Изучение психолого-педагогической литературы

№ Содержание деятельности Сроки Форма представления результатов работы

6 Найбауэр, А. В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду [Текст]/ А. В. Найбауэр – Сфера, 2013. – 128 с. Сентябрь

2020г. Копилка теоретических и практических материалов для организации игр и занятий в период адаптации

7 Семенака, С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе [Текст]/ С. И. Семенака – АРКТИ, 2014. –72 с. Сентябрь

2020г. Информационный лист «Практические советы для воспитателей ДОУ»

8 Белкина, А. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]/ А. В. Белкина – Учитель, 2006. – 240 с. Январь

2021г. План по взаимодействию ДОУ с семьей, анкеты и тесты для родителей.

Работа с родителями (законными представителями)

№ Содержание деятельности Сроки Форма представления результатов работы

1 Подготовка информации для родителей (законных представителей) в папку-передвижку «Советы психолога» 1 неделя сентября 2020 Папка-передвижка «Советы психолога»

2. Подбор материала и составление памятки для родителей (законных представителей) Сентябрь

2020

1 неделя

Памятка «Адаптация».

Информация на официальный сайт ДОУ (сказка-югра. рф)

3. Разработка рекомендаций по адаптации обучающегося к детскому саду Сентябрь

2020

1 неделя Рекомендации родителям (законным представителям) в период адаптации обучающегося к детскому саду

4. Подбор материала и составление памятки для родителей (законных представителей) Сентябрь

2020

1 неделя Памятка «Кризис трех лет»

5. Подбор материала и составление памятки для родителей (законных представителей) Сентябрь

2020

1 неделя Буклет «Если скоро в детский сад».

6. Составление анкеты для родителей (законных представителей). Проведение анкетирования. 4 неделя сентября 2020,

1 неделя апреля 2021 Анкетирование родителей (законных представителей)

«Адаптация ребёнка к условиям ДОУ»

Анализ результатов. Справка по результатам. Годовой отчёт.

7. Подготовка материала для родительского собрания

1 неделя октября

2020 Доклад на родительском собрании «Адаптация. Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста»

(группа № 1)

8. Организация заседания детско-родительского клуба «Непоседы» с целью расширения педагогических знаний родителей (законных представителей, с целью сближения подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду 4 неделя января 2021 Практический семинар «Адаптация. Новый этап жизни вашего малыша»

9. Организация консультации для родителей (законных представителей) В течение года.

По мере необходимости, по запросу родителей (законных представителей) Индивидуальная консультация «Трудности адаптации. Пути решения»

10. «День открытых дверей» Апрель

2021 Конспект. Отчет.

Открытое мероприятие «Игротека»

11. Подготовка материала по теме ««Особенности воспитания замкнутого ребенка»» Первая неделя января 2021 Информация на сайт ДОУ

12. Подготовка материала по теме ««Пять языков любви» или «Говорите на «языке любви» своего ребенка»» Первая неделя марта 2021 Информация на сайт ДОУ

13. Организация анкетирования на конец года 1 неделя апреля 2021 - обучающиеся с тяжёлой адаптацией на начало года Анкетирование

«Адаптация ребёнка к условиям ДОУ».

Анализ. Справка по результатам. Годовой отчёт.

Разработка программно-методического обеспечения

воспитательно-образовательного процесса

№ Содержание деятельности Сроки Форма представления результатов

1. Подбор диагностического инструментария для проведения анкетирования родителей и воспитателей по теме «Адаптация» Сентябрь – октябрь 2020 г. Диагностические карты, аналитическая справка

2. Подбор игр и упражнений для адаптации детей 3-4 лет Сентябрь 2020 Картотека игр и упражнений

3. Подбор сказок для адаптации Сентябрь 2020 Сборник сказок

4. Составление примерного тематического плана работы с обучающимися Сентябрь 2020 Примерный тематический план работы с обучающимися

4. Реализация примерного тематического плана работы с обучающимися Сентябрь 2020 – май 2021 Примерный тематический план работы с обучающимися

5. Редактирование конспектов занятий Сентябрь - Октябрь 2020 Комплекс занятий для обучающихся 2-3-х лет в период адаптации к детскому саду

Участие в системе методической работы детского сада

№ Содержание деятельности Сроки Форма представления результатов

1. Подготовка теоретического и практического материала для семинара «Адаптация» Сентябрь 2020 Практический семинар для воспитателей адаптационных групп по теме «Адаптация». Конспект.

Информация на официальный сайт ДОУ (сказка-югра. рф)

2. Подбор диагностического инструментария и проведение анкетирования воспитателей группы № 9 «Царевна лягушка» по теме «Адаптация обучающихся» Октябрь 2020

Результаты диагностики. Справка.

3. Подбор рекомендаций по проведению успешной адаптации В течение учебного года по мере необходимости Индивидуальные консультации для воспитателей по теме «Адаптация»

4. Подбор и оформление игр и упражнений для адаптации детей 3-4 лет Сентябрь 2020 Картотека игр и упражнений

5. Подбор и оформление сказок для адаптации Сентябрь 2020 Сборник сказок

6. Проведение повторного анкетирования воспитателей группы № 9 «Царевна лягушка» по теме «Адаптация обучающихся» Апрель 2020

Результаты диагностики. Справка

Отчет

по инновационной деятельности

«Сопровождение обучающихся раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»

за 2019-2020 учебный год

В сентябре 2019 года, нами была начата работа в инновационном режиме, в связи с чем определена тема по самообразованию: «Сопровождение обучающихся раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»

Для реализации данной темы была поставлена цель: создание психолого-педагогической системы сопровождения обучающихся раннего возраста в адаптационный период.

Для реализации поставленной цели были определены задачи:

Задачи:

4) Изучить и апробировать современные формы и методы, использующиеся в практике по взаимодействию ДОУ и семьи для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

5) Повышать адаптивность детей раннего возраста к условиям ДОУ.

6) Повышать уровень компетентности педагогов, работающих в группе, по вопросам успешной адаптации.

7) Повышать психологическую компетентность родителей по вопросам социальной адаптации и развитию детей раннего возраста.

8) Проанализировать результаты (подобрать диагностический инструментарий: анализ адаптационных карт, анкет родителей и др.).

9) Подготовить материал к дальнейшему использованию.

Для реализации поставленных задач нами были определены три этапа:

Этапы работы:

1 этап – постановочно - организационный (сентябрь 2019- октябрь 2019)

2 этап - практический (ноябрь 2019- декабрь 2020)

3 этап - итоговый (январь 2021- май 2021)

На первом этапе были поставлены следующие цель и задачи

Цель и задачи 1 этапа работы:

Цель: Определение целей и задач плана работы по реализации темы самообразования.

Задачи:

6) отобрать и изучить современные технологии и методики по обозначенной проблеме;

7) подобрать диагностический инструментарий;

8) написать тематическое планирование по работе с детьми;

9) разработать годовой план по работе с родителями, педагогами (анкеты, доклады на родительских собрания, рекомендации и т. д.).

10) оформить подборку игр по данной теме.

Данные цель и задачи были реализованы. Подобрана и изучена методическая литература по данной теме. Подобран диагностический инструментарий для выявления проблем адаптации: включенное наблюдение за обучающимися, анкетирование родителей (законных представителей) и воспитателей «Адаптация к условиям ДОУ». Составлен примерный перспективный план по работе с обучающимися, родителями (законными представителями) и воспитателями, в период адаптации, на 2019-2020 учебный год.

Для обучающихся были организованы групповые адаптационные занятия, целью которых являлось помочь воспитанникам максимально успешно адаптироваться к условиям ДОУ. В процессе работы были выявлены воспитанники с тяжелой адаптацией. С ними дополнительно были организованы индивидуальные занятия.

Для родителей (законных представителей) были проведены следующие мероприятия:

1. организованы индивидуальные консультации по результатам наблюдения за обучающимися педагога-психолога, а также по инициативе родителей (законных представителей) и воспитателей.

2. созданы папки «Советы психолога», в которых были представлены рекомендации для успешного прохождения этапа адаптации.

• Когда нужно обращаться к психологу?».

• «Рекомендации родителям в период адаптации ребенка к детскому саду».

• «Психологические особенности детей раннего возраста».

• «Страх разлуки с мамой».

3. педагоги-психологи приняли участие в первом родительском собрании, где были раскрыты такие темы как «Психологические особенности детей раннего дошкольного возраста» и «Адаптация». Так же были даны ответы на вопросы родителей (законных представителей).

4. совместно с инструктором по физической культуре Кононовой Е. А. было проведено заседание детско-родительского клуба «Непоседы» по теме «Новый этап жизни вашего малыша».

Для воспитателей адаптационных групп в начале учебного года была проведена групповая консультация по теме «Адаптация». По годовому плану и в рамках оказания методической помощи, неоднократно, были проведены индивидуальные консультации по выявленным проблемам в процессе адаптации.

Так же в помощь воспитателям были оформлены картотеки игр и подобраны музыкальные сборники Екатерины Железновой, для детей младшего дошкольного возраста.

Запланированные цель и задачи первого этапа инновационной деятельности реализованы в полном объеме.

Планируется в следующем году:

11) провести анкетирование педагогов и родителей (законных представителей);

12) ввести адаптационные занятия в образовательный процесс с обучающимися;

13) апробировать практический материал;

14) расширять педагогические знания родителей, с целью сближения подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду;

15) реализовать годовой план работы с родителями и педагогами.

Педагог-психолог: Чайкина И. В.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

«Сенсорный зонтик» для детей раннего возраста в период адаптации«Сенсорный зонтик» для детей раннего возраста в период адаптации Для изготовления игрового оборудования понадобился зонт, атласные ленты, клей, крюк для подвешивания зонта под потолок. Результат перед.

Игры для детей раннего возраста в период адаптации Игры для детей раннего возраста в период адаптации. Сгладить психоэмоциональное напряжение в адаптационный период помогут игры, которые.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Инновационная деятельность. Сопровождение обучающихся раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»
Опубликовано: 13 февраля 2025 в 08:58
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Инновационная деятельность. Сопровождение обучающихся раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Валерьевна Чайкина (УИ 278201) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 февраля 2025 пятница
Праздник книгодарения!
Праздник дружбы и любви!
С днем компьютерщика!
15 февраля 2025 суббота
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
Праздник гиппопотама!
Православный праздник Сретение!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД