МААМ-картинки

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Увлекательная география»

Халиуллина Елена
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Увлекательная география»
▼ Скачать + Заказать документы

Халиуллина Елена Борисовна

педагог-психолог

МДОБУ детский сад «Ладушки» с. Чесноковка

Уфимский район, Республика Башкортостан

Аннотация.Дошкольный период характеризуется интенсивным

развитием познавательной сферы ребенка. И на современном этапе

надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться

к исчерпывающей сумме знаний. В данной направленности мне помог

познавательный проект «Увлекательная география». Это средство

Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации проекта „Увлекательная география“» размещена в разделах

развития познавательной активности, любознательности и понимания

окружающего пространства, которое наполнено таинственными и

совершенно необыкновенными открытиями и историями о

путешествиях. Развитию познавательной активности и

географических представлений нам помогли путешествия по карте.

Здесь мы соединили серьезное с игрой. Таким образом, мы пришли к

выводу: данная работа пробудила чувства ребенка, заинтересовала

его в изучении окружающего мира не только в пределах города,

района, области, но и всего мира. Наши дети стали активны,

любознательны, толерантны, разносторонне развитыми личностями с

творческим и бережным подходом к природе и окружающим людям.

Abstract. The preschool period is characterized by intensive development

of the cognitive sphere of the child. And at the present stage, it is necessary

to give children the key to understanding reality, and not to strive for an

exhaustive amount of knowledge. The long-term project «Fascinating

Geography» helped me in this direction. It is a means of developing

cognitive activity, curiosity and understanding of the surrounding space,

which is filled with mysterious and absolutely extraordinary discoveries and

travel stories. The development of cognitive activity and geographical

representations helps us travel on the map, connected serious with the game.

Thus, we came to the conclusion : this work awakened the feelings of the

child, interested him in studying the surrounding world not only within the

city, district, region, but also the whole world. Our children have become

active, inquisitive, tolerant, versatile personalities with a creative and

careful approach to nature and people around them.

Ключевые слова: дошкольное образование, познавательная

активность, география

Keywords : preschool education, cognitive activity, geography

В современном дошкольном образовании проблема формирования

и развития у дошкольников познавательной активности является

одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с

окружающим миром возможно лишь благодаря его активности и

деятельности, что в свою очередь способствует формированию

самостоятельности и инициативности.

Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста

занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В.

Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин, Н. Н.

Поддъяков.

Н. Н. Поддъяков, признанный, ведущий специалист в области

умственного воспитания дошкольников, справедливо подчёркивает,

что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию

действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. В

своей работе, как педагог - психолог, для развития познавательной

сферы у детей старшего дошкольного возраста, я взяла долгосрочный

познавательный проект «Увлекательная география» в рамках

«STEАM–ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (парциальная модульная

программа развития интеллектуальных способностей в процессе

познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое

творчество). Проект «Увлекательная география» для детей старшего

дошкольного возраста стала средством развития познавательной

активности, любознательности и понимания окружающего

пространства, которое наполнено таинственными и совершенно

необыкновенными открытиями и историями о путешествиях. Цель:

развитие познавательной активности детей старшего дошкольного

возраста через совместный детско-родительский проект по знакомству

с многообразием жизни на планете Земля; формирование

элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о

расах и народах, населяющих Землю, их традициях, быте, культуре,

особенностях жизни; развитие умения детей презентовать

подготовленную информацию перед сверстниками и самим

воспринимать новую информацию от сверстников; развитие

способности анализировать особенности, видеть закономерности

жизни в разных природных зонах, на разных континентах, в разных

странах. Развитию познавательной активности и географических

представлений нам помогли путешествия по карте. Для таких игр в

качестве материала у нас служат физическая и политическая карты

мира, настенные экспозиции традиций быта и культуры народов

мира, расположенные в холлах и коридорах ДОУ, а также глобус,

карта города, района, области, республики (страны, маленькие флаги

различных стран для обозначения маршрута путешествия. Основной

девиз таких игр — узнавать, сравнивать, различать и соединять факты

и явления в пространстве. Важность данной работы состоит в том,

чтобы пробудить чувства ребенка, заинтересовать его в изучении

окружающего мира не только в пределах города, района, области, но и

всего мира. Мы как педагоги нашего дошкольного учреждения

стараемся научить ребенка оценивать поведение человека в

окружающем мире, высказывать своё мнение, хотим создать для этого

соответствующие условия, используя разнообразный материал для

ознакомления детей с наукой «география». Обязательное условие для

выполнения цели проекта – работа с родителями. Родители должны

знать о том, чему обучают детей педагоги, поддерживать детский

интерес и любознательность. С чего началась работа? Конечно, с

изучения научно-методической литературы, подборкой интересной

информации для ребенка, подбором фотографий, иллюстраций. Для

нас стало важным – не дать ребенку готовые знания, а заинтересовать

его так, чтобы он сам пытался что-то узнать, спрашивать, находить.

Планирование образовательной деятельности по реализации проекта

с детьми старшего дошкольного возраста включило важные подцели

главной нашей задачи по изучению мира и природы планеты Земля.

Наряду с изучением разнообразия природных и климатических зон

Земли, растительного и животного мира мы развивали логическое

мышление, восприятие, память, воображение, связную речь, учили

устанавливать причинно-следственные связи и делать небольшую

рефлексию, активизировали словарный запас, воспитывали

уважительное отношение ко всем людям без исключения при

знакомстве с многообразием рас и народов Земли и обьясняли

взаимосвязь внешнего вида людей, их быта и труда с местом

проживания. Детям стали интересны многие темы нашего проекта :

знакомство с глобусом и картой, животный и растительный мир,

достопримечательности Европы, России, Республики Башкортостан,

Африки, Арктики, Антарктиды, природно-климатические зоны Азии,

Австралии и Океании, Северной и Южной Америки. А в конце

каждого занятий мы конечно рисовали, делали аппликации, коллажи,

творческие презентации, коллекции и тематические встречи.

Занятия с детьми мы строили по принципу игрового развивающего

обучения и они были направлены на развитие любознательности,

пытливости ума, формирования умения анализировать собственные

наблюдения, сравнивать их с другими, обобщать и делать выводы. Мы

учили детей задавать вопросы, видеть и понимать красоту

окружающего мира, проводить опыты. Использовали разнообразные

методы: беседы «Дружба народов», «Самая маленькая страна» и др. ;

чтение художественной литературы Н. Сладков «Разноцветная Земля»,

Г. Гайзенер «Про жаркую пустыню», Е. И. Чарушин «Волчишко»;

метод познавательных игр «Пингвиний детский сад»; элементы

проблемно-диалогического мышления; постановку и решение

проблемных вопросов «Если бы я оказался на острове», «Как узнать

тайну глубины океана?»; рассматривание фотографий «Удивительное

рядом», «Животные Антарктиды», «Красная книга»; иллюстраций

«Азия-часть Евразии», картин «Южная и Северная Америка»,

«Африка» и др. ; чтение рассказов В. Голявкин «Путешественник»,

Н. Радченко «Мечты об Арктике» и др. ; загадывание загадок;

раскрашивание раскрасок на географическую тему, наблюдение, опыт

«Может это вулкан?»; изготовление макетов из бросового материала

«Арктика», «Евразия», «Реки Европы», «Город пингвинов»; просмотр

видеороликов и фильмов «Голубое чудо планеты – океан», «Мир

Австралии», «Тайга – зеленая земля»; путешествия в онлайн – формате

«Седая земля-тундра»; квест-игры «Хочу в Австралию» и миниэкскурсии в мир географии.

Результаты освоения следующие:

- сформированы у детей старшего дошкольного возраста элементарные

естественно-научные представления о Земле;

- повышен интерес и наблюдательность в познавательной активности

детей, бережное отношение к природе и к многообразию жизни на

планете Земля;

- сформированы представления у детей о природных зонах земли

континентах, условий жизни их обитателей;

- обогащены представления детей о населении Земли, жизни людей на

разных материках и в разных условиях;

- дети используют в своей речи специальную терминологию,

пополняют свой словарный запас географическими понятиями;

- дети умеют делать выводы, выдвигать гипотезы;

- повышен процент заинтересованности родителей в изучении с

детьми данной науки.

Продуктом нашего проекта в конце учебного года стало

оформление картотек детской художественной литературы,

презентаций, слайдов о природных зонах, растениях и животных,

жилищах людей в разных природных зонах на разных континентах. А

теперь мы рассказываем об организации нашего путешествия:

сначала выбираем страну, затем выбираем вид транспорта, на котором

удобнее будет путешествовать, далее изучаем символику выбранной

страны, её природную зону и характерные особенности. Что же может

нам встретиться на пути? Такие путешествия помогают освоить

стороны света, познакомиться с компасом, выучить названия морей и

океанов, сравнивать растительный и животный мир разных

климатических зон, а также узнать, какие живут там люди, чем

занимаются, какие у них дома, архитектурные памятники. В игровой

форме дети освоили природные и культурные символы разных частей

света: для Африки – жираф, бегемот, пустыня и саванна, для

Антарктиды – айсберги и пингвины, а для Австралии – кенгуру.

В ходе таких игровых путешествий постепенно карта «оживает» и

на ней появляются изученные флаги государств. Дети закрепили

знания.

Видя карту с обозначениями, дети лучше запоминали страны, с

которыми они познакомились. Ребята повторяли путешествие в

понравившуюся страну. Им очень нравится отгадывать загадки о

странах, о столицах, раскрашивать картинки на географическую тему.

Путешествие по карте также сопровождались чтением

художественных произведений, написанные сказочниками разных

стран: Братья Гримм, Г. Уланд (Германия, Шарль Перро (Франция,

Л. Кэролл, Р. Киплинг, Э. Сетон-Томпсон, А. А. Милн (Англия,

С. Лагерлёф (Швеция, Д. Харрис, М. Горам (американские писатели,

Г. Х. Андерсен (Дания, Д. Родари (итальянский писатель). Детская

литература несет в себе много интересной информации, в том числе и

географических знаний. Чем больше детям читали, тем обширнее

имеют представления об окружающем их мире. Перед чтением мы

беседуем об авторе, находим на карте страну, в которой он жил и

писал свои произведения. Так, читая о проделках Карлсона, найдем на

карте страну Швецию. Общеизвестная сказка «Красная шапочка»,

расскажем, что написал её сказочник Шарль Перро, который проживал

во Франции. Собираясь читать сказку «Чиполлино», найдем на карте

Италию – страну сказочника Джанни Родари. Сказки Киплинга

знакомят маленьких географов с миром животных Индии.

Путешествуя вместе с доктором Айболитом, дети знакомились с

животным миром Африки. Очень хорошо, если книги богаты

иллюстрациями, биологическими и историческими объектами. Дети

любят их рассматривать, запоминая множество полезной информации,

что потом во многом облегчит дальнейшее школьное обучение. Очень

познавательны видео для детей, где в интересной форме дети

знакомятся с особенностями стран: Россия, Канада, Япония, Египет,

Австралия, Швейцария, Великобритания, США, Германия, Греция,

Мексика, Индия, Бразилия, Франция, Италия, Испания и другие. Также

интересна ребятам настольная игра «Путешествие по материкам»,

которая знакомит их с шестью материками и четырьмя сторонами

света (Север, Юг, Запад, Восток) и закрепляет знания о них.

Вспоминаются животные, населяющие данные материки. Словесная

игра «Почта» закрепляет знание названий городов. Активно

использовали в работе следующий перечень вопросов и ответов для

детей : Что изучает география? (она изучает страны и моря, острова и

континенты, реки и озера, города и села. А точнее сказать, их

расположение); Что общего и чем отличаются глобус от карты мира?

(глобус - это макет Земного шара, а карта - это плоское изображение

участка поверхности земли); Сколько океанов на Земном шаре и как

они называются? ( 4 океана: Тихий, Анлантический, Индийский,

Северный Ледовитый); Какой океан самый большой? (Тихий).

Детям очень нравятся географические загадки-шутки : Какой город

может находиться в воздухе? (Орел); Между какими двумя буквами

можно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название

страны, острова? (Япония). Изучение родного края на примере нашего

города, района является для подрастающего поколения важным

фактором нравственного, патриотического воспитания в детском саду.

Родной город - это маленький мир, с которого начинается

знакомство ребенка с миром большим. Очень важно сформировать у

детей понимание того, что их родной край является частичкой великой

державы. И когда дети учатся любить и сохранять тот край, где они

живут, они так же будут относиться к разным красивым местностям

всей страны.

Например, дети города Уфы и Уфимского района с интересом

изучают природу, достопримечательности, отличительные

особенности ландшафта. Даже поездки по окрестностям родного

города, района, области дают возможность детям лучше понять

устройство нашей Земли (моря, степи, горы, леса, равнины, холмы,

овраги и т. п.). Дети учатся наблюдать и делать выводы из увиденного.

Чем интересна заповедная зона? Это уникальные места Уральских гор

- черты изначальной природы Урала, целебных источников,

уникальность растительного мира, богатство флоры и богатый

животный растительный мир. Во время ознакомления с заповедными

уголками мы подчеркиваем: «Судьба этих мест и их обитателей

зависит, прежде всего, от ВАС!» Наша Задача - все сделать для того,

чтобы дети не оставались равнодушными к окружающей среде, а

также к проблемам, которые существуют вокруг их. Необходимо

привлекать родителей к сотрудничеству, вести активную

разъяснительную работу среди них. Перед нами стоит важная задача -

заинтересовать, научить, закрепить полученные знания, а главное -

воспитать у детей такое поведение в природе, которое станет в

будущем жизненной позицией по сохранению окружающей среды.

Систематичность, непрерывность в экологическом образовании,

доступность в преподавании материала - необходимые условия для

достижения желаемых результатов. И очень важно, чтобы работа,

которую проводят в дошкольном учреждении, была продолжена

педагогами в школе. Только тогда засеянное семя интереса и познания

в детские души даст ростки и плоды в будущем, а в поведении детей

не будут наблюдаться негативные проявления к объектам природы,

появится сочувствие к природе, как к живой части жизни человека.

Ознакомление с географией начинается с родной улицы, города,

заканчивается огромными материками и океанами. Из всего

вышесказанного можно сделать вывод о том, что педагог может

построить свою работу на основе игровой, исследовательской

деятельности, объединив всевозможные формы активизации познания,

мышления и творчества детей. Эта работа увлечет детей только тогда,

когда в неё будет вложена частичка собственной души. Найдем такой

интересный материал, который не сможет оставить равнодушным

пытливый ум ребенка. Желаем всем успеха и творчества в мире

познания «Увлекательной географии».

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Фотоотчёт о ходе реализации проекта «Железнодорожная игротека»Фотоотчёт о ходе реализации проекта «Железнодорожная игротека» "Железнодорожная игротека" - это среднесрочный проект (январь-май) ОАО "РЖД", педагоги-дети-родители, сочетающий в себе реальную и виртуальную.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления» Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»» 4 февраля в нашем.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации программы «Кисточка» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, они питают источник.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Увлекательная география»
Опубликовано: 22 августа 2022 в 12:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Увлекательная география»» (включая файлы) размещена пользователем Халиуллина Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД