Галина Бородина
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности. В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность. Она входит в число специфически детских видов деятельности, а значит, как утверждал А. В. Запорожец, создает условия для обогащения развития ребенка, которое во многом зависит от разнообразия видов деятельности и осваивается им в партнёрстве с взрослым. В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является познавательно-исследовательская деятельность. Ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Специально организованная познавательно-исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Главное достоинство познавательно-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи, и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Исследовательская деятельность – один из самых эффективных путей развития личности ребёнка. Она позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок сам смог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы на них. Ведь в процессе исследования дошкольник познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности. Кроме того, следует отметить положительное влияние познавательно-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому познавательно- исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира. Китайская пословица гласит: «Расскажи – я забуду, покажи – и я запомню, дай опробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Разработку теоретических основ метода экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н. Н. Поддъякова. Большой вклад в развитие метода внесли ученые С. Л. Новоселова, А. Н. Леонтьев, Л. М. Маневцева, Я. А. Пономарев, М. И. Лисина, А. И. Иванова, С. Н. Николаева. О. В. Дыбина, Н. А. Рыжова и другие.
Для реализации ФГОС ДО необходимо создать условия для исследовательской активности ребенка. Главное достоинство исследовательской деятельности состоит в том, что ребенок познает объект в ходе действий с ним, а для этого необходимо иметь под рукой нужные материалы. Их условно можно разделить на три части:
• приспособления для экспериментов;
• материалы, при помощи которых фиксируются результаты эксперимента (блокноты, карандаши, стикеры с надписями, концентрические круги);
• пособия для визуализации (картинки, схемы, таблицы, слайды, фильмы).
Подбирая пособия, следует руководствоваться таким правилом: у детей должно быть все необходимое и ничего лишнего.
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в труде, на прогулках, НОД, в общении со сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения на свои вопросы «Где?», «Почему?», «Зачем?» и «Как?».
Основной метод работы в ходе познавательно-исследовательской деятельности – самостоятельное экспериментирование как способ разрешения проблемной ситуации. Чтобы сделать это, ребенок должен актуализировать свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В процессе экспериментирования, чтобы направить поиск в нужное русло детям предоставляется возможность вступить в диалог друг с другом и педагогом. Коллективно-поисковая деятельность становится своеобразной цепочкой к мысли и действия, идущей от педагога к детям, от одного ребенка к другому. Экспериментирование способствует развитию мышления, ведь начинается оно с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс, который всегда направлен на решение какой- то задачи. При всех достоинствах экспериментирования как метода мы не можем только с его помощью решить проблемы. Поэтому дополняем его беседами, объяснениями, рассказами, слайд - презентациями. Целесообразно чередование методов, их взаимосвязь и взаимодополнение обеспечивают активность в познавательно - исследовательской деятельности.
При организации совместной партнерской познавательно-исследовательской деятельности с воспитанниками, необходимо опираться на следующий алгоритм действий:
1. Постановка проблемы:
а) педагог создает проблемную ситуацию (в рамках тематического планирования, которая приводит к открытию каких-либо закономерностей. Это может быть представлено в форме приглашения к необязательной, непринужденной деятельности : «Давайте сегодня….», «Сегодня я буду, кто хочет, присоединяйтесь…».
б) проблема формируется самим ребенком
При этом в силу того, что дети дошкольного возраста непосредственны и активны и познавать могут только то, что им действительно интересно, то иногда проблема, поставленная ребенком может не входить в тематический план, у которого, кстати и нет четких временных рамок. Ведь интересно не может быть по расписанию или тогда, когда этого захотел взрослый.
2. Поиск путей решения проблем, выдвигание гипотез:
- дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания ( эксперименты с воздухом: «Упрямый воздух» - сжатый воздух обладает силой, «Что быстрее» - воздух обладает силой и давит на горизонтальный лист бумаги, «Промокание бумаги»);
- дети предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили ( опыты с водой: «Растворится или нет» и снегом: «Взаимодействие воды и снега», с песком: «Что будет, если опустить магнит в песок?»).
Следует отметить, что педагог, как партнер становится в равные условия с ребенком.
3. Обсуждение полученных результатов.
Партнерская форма организации пространства предполагает максимальное приближение к ситуации «круглого стола». Количество детей в группах, не позволяет организовать для этого один стол, поэтому детям разрешено свободно перемещаться, для того, чтобы взять тот или иной материал или посмотреть ход эксперимента у своего товарища. Кроме того иногда результат эксперимента не известен даже педагогу («Огород на подоконнике», «Очищение воды песком»). В это время разрешено свободное общение детей (рабочий гул).
4. Фиксация результатов (индивидуальные тетради для опытов, формулировка выводов.
Данный алгоритм работы, используется и при проведении опытно-экспериментальной деятельности в рамках исследовательских проектов.
При осуществлении и для более успешного проведения и результативности экспериментально – исследовательской деятельности с детьми педагогу необходимо твердо знать структуру эксперимента и особенности экспериментирования в разных возрастных группах :
1. Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
2. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).
3. Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).
4. Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.).
Необходимо помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы мы им ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором он живёт. В итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребё нок направит свои знания и способности: на разрушение или на созидание окружающего его мира.
Список использованных источников
1. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. - СПб. : Питер, 2015
2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
3. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М. : Изд-во «Линка-пресс», 2012.
4. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – М. : Изд-во «Дом Федорова», 2010.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 96с. (Правовая библиотека образования).
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗ от 29.12.2012 [Текст]/ - Ростов н/ Д: Легион, 2013. – 208 с.