Либман Ольга
Развитие певческих навыков у дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Пение - один из любимых видов музыкальной деятельности у дошкольников. Это занятие не только приятное, но и полезное. Пение улучшает самочувствие, укрепляет здоровье; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их положительного эмоционального общения.
Самыми востребованными технологиями в развитии певческих навыков являются здоровьесберегающие. Новизна данной темы заключается в том, что на традиционных музыкальных занятиях применяются здоровьесберегающих технологий в игровой форме. Дошкольники проявляют большой интерес к песенкам-попевкам. Осваивают их на слух, сравнивают отдельные звуки по высоте, определяют, какой звук выше, какой ниже, движение звуков. Несложный текст и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению.
Публикация «Развитие певческих навыков у дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В своей практике также применяю дыхательную гимнастику А. Стрельниковой. Основной комплекс дыхательной гимнастики включает в себя 11 упражнений. Данный комплекс дыхательных упражнений, так же использую в игровой форме, что позволяет добиться правильности выполнения упражнений, повысить эмоциональный настрой, активизировать двигательную и творческую активность каждого ребёнка. Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей оздоравливающее воздействие.
Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. Упражнения провожу под счет с хлопками под сопровождение музыки, а так же в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого и, если есть возможность, свое лицо в зеркале. В процессе выполнения артикуляционных упражнений слежу за точностью выполнения детьми движений, темпом выполнения, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.
Пальчиковые игры - еще один необходимый прием в музыкальной деятельности. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи, развивают дыхание. Они способствуют развитию двигательных качеств, повышают координацию пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Соответственно развивают творческие способности дошкольников. Составила картотеку, взяв в основу «Пальчиковые игры» Е. С. Железновой.
Система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала – это логоритмика. Занятия с использованием логоритмических упражнений имеют также оздоровительную направленность, решают коррекционные задачи по устранению нарушений звукопроизношения. Использую также физминутки в стихах под музыку.
Научить ребенка контролировать и сдерживать свои эмоции, поможет «Психогимнастика» М. И. Чистяковой. Основная цель, которой – снятие психологического напряжения, преодоление барьеров в общении, развитие личностного понимания себя и других, создание возможностей для самовыражения. Психогимнастические упражнения на своих занятиях провожу (использую) в начале – чтобы помочь детям настроится на рабочий лад, в конце – на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу, в процессе игр-драматизаций, чтобы помочь войти в тот или иной образ.
Таким образом, результатом применения здоровьесберегающих технологий стало развитие дыхательной, артикуляционной и голосообразующей функции певческого аппарата дошкольников.
Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье.
Литература:
1. Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Учитель, 2009.- 204с. 2. Б. С. Толкачёв «Дыхательная гимнастика». 2009 г. 3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения» - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001.4. М. Н. Щетинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» Айрис-Пресс, 2008
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М. : Сфера, 2008г.
3. Емельянов В. В. ’’Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры. ’’ СПб, 1999 г.
4. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. -М. :Сфера, 2004г.
5. Картушина М. Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008.