Приложение МААМ

Развитие патриотических чувств у детей с ОВЗ посредством мастер-класса

светлана соловьева
Развитие патриотических чувств у детей с ОВЗ посредством мастер-класса
▼ Скачать + Заказать документы

Цели: способствовать развитию патриотических чувств школьника с ОВЗ в процессе приобщения к национальным традициям, при помощи знакомства с народной куклой.

Задачи:

Обучающие:

1. формирование умений следовать устным инструкциям, а также различным приёмам работы с тканью;

2. знакомство детей с основными видами кукол-оберегов.

Развивающие :

1. развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения;

Темочки:

2. развитие мелкой моторики рук и глазомера;

3. развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;

Воспитательные:

1. формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;

2. общее развитие детей, привитие им любви к родине и народной культуре.

Материалы и оборудование: заготовки из ткани, нитки, ножницы, схема работы.

Ход занятия.

Вводная часть.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг-другу улыбнемся.

Воспитатель подводит детей к свёрнутому платку, рядом загадка. Волосы льняные, в них ленточки цветные с лоскутков ее скрутило, в сарафанчик нарядило. Сарафанчик из сукна, догадайтесь, кто она?

Ребенок, который отгадал загадку, открывает платок, где лежит кукла «Северная Берегиня».

Вопрос к детям: То же мы сегодня будем делать? А чему мы должны научиться? (Сделать, смастерить куклу, аккуратности)

Сегодня на занятии я предлагаю вам сделать из ткани куколку-ОБЕРЕГ - «Северную Берегиню».

Обереговые куклы пришли к нам от наших предков. Их всегда наделяли некой силой, которая не только помогает, но также приносит здоровье и благополучье. Особое место занимают куклы, которые защищают дом и его жильцов. К ним относится северная берегиня. Эта маленькая кукла ставилась в северный угол дома и оберегала его.

Каждый год женщина-хозяйка изготавливала с любовью куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя. Куклу так и называли БЕРЕГИНЯ.

Вопрос к детям: Ребята, а что значит берегиня? Как понимаете это слово?

Бергиня – от слова «беречь», «оберег». Кукла была бережнёй, берегиней, хранительницей доброго духа, домашнего очага. Вопрос к детям: - Что такое оберег?

Оберег - это предмет, обладающий волшебной силой. Который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.

Так и появились куколки-обереги. Тряпичные куклы – обереги могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Это игрушка, с которой не играли, так как она обладала особенной силой: берегла от болезней, защищала от завистников и недоброжелателей.

О куклах – оберегах сочиняли сказки, в которых куклы являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали мудрые советы. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству.

Вопрос к детям: А почему СЕВЕРНАЯ Берегиня?

Потому что эта куколка распространена в северных районах России и еще потому, что этот оберег ставился в северную часть избы. Берегиня охраняла дом и приносила благополучие и удачу.

- Все куклы делались безликими, т. е. не имели лица. Нельзя было рисовать кукле лицо (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы).

Сейчас предлагаю прочитать отрывок из сказки «Василиса Прекрасная». (чтение отрывка).

Куколка давала Василисе хорошие советы, делала за нее трудную работу, спасала от Бабы-Яги… «Ах, ты, избавительница моя! – говорила Василиса куколке. Ты от беды меня спасла. Вот и мы с вами сделаем такую куклу, помощницу в трудную минуту.

Ребята, давайте поиграем! Русская народная игра «Золотые ворота» В золотые ворота Проходите господа Я и сам пройду И друзей проведу Первый раз прощается Второй раз запрещается А третий раз- не пропустим вас!

2. Показ приемов работы и объяснение. -Я приготовила заготовки из ткани, какой формы они? (прямоугольник, квадрат)

Прежде чем приступить к изготовлению куклы, предлагаю подготовить пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, (Пальчики опускаем вниз, закрывая ладошку и вновь поднимаем.)Выше бережка головушку несёт, (Сжимаем пальцы в щепоть.)Белым крылышком помахивает, (Повороты кистей рук из стороны в сторону — слева направо обратно.)На цветы водичку стряхивает. (Поочередное шевеление пальцами.)Стряхнула лебедушка водичку. (Несколько раз разжимаем и Сжимаем пальцы в кулачки.)-Вот и кончилась игра,Куклу делать нам пора.

3. Этапы изготовления Куклы-оберега:

1. Берем 7 лоскутков из разноцветной ткани диаметром 6 на 18 см, квадрат лоскут ткани на платок10 на 10 см, нитки. Каждый кусочек ткани складываем вдоль три раза.

У нас получились полоски.

Складываем так все семь тканевых полосок. Складываем все полоски вместе, друг на друга, а затем пополам. 2. Далее перевязываем нитками, отступив от сгиба примерно 1,5 см, формируя голову куклы. Все это регулируется и закрепляется на шее куклы нитками. Туловище и голова куклы готовы. 3. Приступаем к изготовлению рук и платочка. Для этого берем лоскуток для платка, отгибаем два противоположных уголка (для рук) на 5-7 мм. Складываем пополам, получился платок в форме треугольника, два уголка которых перевязываем ниткой – это будут руки. Закрепляем косыночку на голове, перевязывая ниткой. Расправляем рукава. Нить закрыть красивой ленточкой.

Наша кукла готова! Молодцы! Какие замечательные, красивые куклы у вас получились. Они мне кажутся добрыми и ласковыми, и это не случайно. Куклы хранят в себе теплоту ваших рук, изготавливая их, вы подарили им частичку доброты своих сердец.

Ребята, возьмите своих кукол в руки. Давайте трижды повернемся, приговаривая «Отвернись злом, повернись добром». Теперь эти куколки будут вас оберегать. Но скоро праздник- День Мамы. И если вы подарите этих кукол своим любимым мамам, то они будут их оберегать.

А в конце нашей работы я хочу прочесть вам стихотворение М. Ф. Василенко «Берегиня»

В забытом слове Берегиня, Не только звуков красота, Оно - воспетая богиня, Любви и верности мечта. И на Руси такое званье, Дарили женщине-жене, Кому природное призванье Давало главной быть в семье. Она голубка и орлица, Над колыбелью и гнездом, Старуха, мать или девица, Всегда с спасительным венцом. И все живое и благое, От рода женского пошло, А бескорыстие святое, Тепло и нежность сберегло.

4. Итог занятия:

1. Как называется кукла, которую вы научились изготавливать?

2. Вам понравилось изготавливать тряпичную куклу?Яркая цветная Берегиня принесет вам и вашим семьям хорошее настроение и счастье!

Вы хорошо поработали.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Аллея Славы»Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Аллея Славы» Тема: «Аллея славы». Цель: создание макета Аллеи Славы у Мемориального комплекса. Воссоздание исторических моментов Вов через исследовательскую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие патриотических чувств у детей с ОВЗ посредством мастер-класса
Опубликовано: 22 января 2025 в 17:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие патриотических чувств у детей с ОВЗ посредством мастер-класса» (включая файлы) размещена пользователем светлана соловьева (УИ 257518) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД