светлана соловьева
Развитие патриотических чувств у детей с ОВЗ посредством мастер-класса
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: способствовать развитию патриотических чувств школьника с ОВЗ в процессе приобщения к национальным традициям, при помощи знакомства с народной куклой.
Задачи:
Обучающие:
1. формирование умений следовать устным инструкциям, а также различным приёмам работы с тканью;
2. знакомство детей с основными видами кукол-оберегов.
Развивающие :
1. развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения;
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
2. развитие мелкой моторики рук и глазомера;
3. развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
Воспитательные:
1. формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;
2. общее развитие детей, привитие им любви к родине и народной культуре.
Материалы и оборудование: заготовки из ткани, нитки, ножницы, схема работы.
Ход занятия.
Вводная часть.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг-другу улыбнемся.
Воспитатель подводит детей к свёрнутому платку, рядом загадка. Волосы льняные, в них ленточки цветные с лоскутков ее скрутило, в сарафанчик нарядило. Сарафанчик из сукна, догадайтесь, кто она?
Ребенок, который отгадал загадку, открывает платок, где лежит кукла «Северная Берегиня».
Вопрос к детям: То же мы сегодня будем делать? А чему мы должны научиться? (Сделать, смастерить куклу, аккуратности)
Сегодня на занятии я предлагаю вам сделать из ткани куколку-ОБЕРЕГ - «Северную Берегиню».
Обереговые куклы пришли к нам от наших предков. Их всегда наделяли некой силой, которая не только помогает, но также приносит здоровье и благополучье. Особое место занимают куклы, которые защищают дом и его жильцов. К ним относится северная берегиня. Эта маленькая кукла ставилась в северный угол дома и оберегала его.
Каждый год женщина-хозяйка изготавливала с любовью куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя. Куклу так и называли БЕРЕГИНЯ.
Вопрос к детям: Ребята, а что значит берегиня? Как понимаете это слово?
Бергиня – от слова «беречь», «оберег». Кукла была бережнёй, берегиней, хранительницей доброго духа, домашнего очага. Вопрос к детям: - Что такое оберег?
Оберег - это предмет, обладающий волшебной силой. Который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.
Так и появились куколки-обереги. Тряпичные куклы – обереги могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Это игрушка, с которой не играли, так как она обладала особенной силой: берегла от болезней, защищала от завистников и недоброжелателей.
О куклах – оберегах сочиняли сказки, в которых куклы являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали мудрые советы. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству.
Вопрос к детям: А почему СЕВЕРНАЯ Берегиня?
Потому что эта куколка распространена в северных районах России и еще потому, что этот оберег ставился в северную часть избы. Берегиня охраняла дом и приносила благополучие и удачу.
- Все куклы делались безликими, т. е. не имели лица. Нельзя было рисовать кукле лицо (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы).
Сейчас предлагаю прочитать отрывок из сказки «Василиса Прекрасная». (чтение отрывка).
Куколка давала Василисе хорошие советы, делала за нее трудную работу, спасала от Бабы-Яги… «Ах, ты, избавительница моя! – говорила Василиса куколке. Ты от беды меня спасла. Вот и мы с вами сделаем такую куклу, помощницу в трудную минуту.
Ребята, давайте поиграем! Русская народная игра «Золотые ворота» В золотые ворота Проходите господа Я и сам пройду И друзей проведу Первый раз прощается Второй раз запрещается А третий раз- не пропустим вас!
2. Показ приемов работы и объяснение. -Я приготовила заготовки из ткани, какой формы они? (прямоугольник, квадрат)
Прежде чем приступить к изготовлению куклы, предлагаю подготовить пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, (Пальчики опускаем вниз, закрывая ладошку и вновь поднимаем.)Выше бережка головушку несёт, (Сжимаем пальцы в щепоть.)Белым крылышком помахивает, (Повороты кистей рук из стороны в сторону — слева направо обратно.)На цветы водичку стряхивает. (Поочередное шевеление пальцами.)Стряхнула лебедушка водичку. (Несколько раз разжимаем и Сжимаем пальцы в кулачки.)-Вот и кончилась игра,Куклу делать нам пора.
3. Этапы изготовления Куклы-оберега:
1. Берем 7 лоскутков из разноцветной ткани диаметром 6 на 18 см, квадрат лоскут ткани на платок10 на 10 см, нитки. Каждый кусочек ткани складываем вдоль три раза.
У нас получились полоски.
Складываем так все семь тканевых полосок. Складываем все полоски вместе, друг на друга, а затем пополам. 2. Далее перевязываем нитками, отступив от сгиба примерно 1,5 см, формируя голову куклы. Все это регулируется и закрепляется на шее куклы нитками. Туловище и голова куклы готовы. 3. Приступаем к изготовлению рук и платочка. Для этого берем лоскуток для платка, отгибаем два противоположных уголка (для рук) на 5-7 мм. Складываем пополам, получился платок в форме треугольника, два уголка которых перевязываем ниткой – это будут руки. Закрепляем косыночку на голове, перевязывая ниткой. Расправляем рукава. Нить закрыть красивой ленточкой.
Наша кукла готова! Молодцы! Какие замечательные, красивые куклы у вас получились. Они мне кажутся добрыми и ласковыми, и это не случайно. Куклы хранят в себе теплоту ваших рук, изготавливая их, вы подарили им частичку доброты своих сердец.
Ребята, возьмите своих кукол в руки. Давайте трижды повернемся, приговаривая «Отвернись злом, повернись добром». Теперь эти куколки будут вас оберегать. Но скоро праздник- День Мамы. И если вы подарите этих кукол своим любимым мамам, то они будут их оберегать.
А в конце нашей работы я хочу прочесть вам стихотворение М. Ф. Василенко «Берегиня»
В забытом слове Берегиня, Не только звуков красота, Оно - воспетая богиня, Любви и верности мечта. И на Руси такое званье, Дарили женщине-жене, Кому природное призванье Давало главной быть в семье. Она голубка и орлица, Над колыбелью и гнездом, Старуха, мать или девица, Всегда с спасительным венцом. И все живое и благое, От рода женского пошло, А бескорыстие святое, Тепло и нежность сберегло.
4. Итог занятия:
1. Как называется кукла, которую вы научились изготавливать?
2. Вам понравилось изготавливать тряпичную куклу?Яркая цветная Берегиня принесет вам и вашим семьям хорошее настроение и счастье!
Вы хорошо поработали.