Надежда Сульженко
Развитие пальцевой моторики у дошкольников посредством физического воспитания.
▼ Скачать + Заказать документы
ГККП Детский сад «Балдырган»
Развитие пальцевой моторики у дошкольников посредством физического воспитания.
Воспитатель
Сульженко Н. Е.
Статья предназначена для воспитателей дошкольных учреждений
Цель- для общей теоретической подготовки воспитателей
Практическое применение-использование в своей деятельности.
2012г
Публикация «Развитие пальцевой моторики у дошкольников посредством физического воспитания,» размещена в разделах
Источники способностей и дарований у детей на кончиках их пальцев.
В. А. Сухомлинский
Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число детей с речевыми расстройствами. Причин множество. Это и плохая экология, и несбалан6сированное питание, информационные и нейропсихические перегрузки, и снижение двигательной активности. А двигательная активность в свою очередь является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития моторики, и в частности руки -общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием, поэтому для развития мелкой моторики рук необходимо разнообразить физические упражнения и занятия физкультурой.
Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по физическому воспитанию у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, а также средством всестороннего гармонического развития ребенка.
На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Это: Игры – тренинги, физические упражнения, движение в музыке. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования -пластмассовые бутылки (гантели,мешочки с разными наполнителями, предметы. Все это имеет многофункциональное значение, так как направлены на освоение двигательных навыков у воспитанников и служат средством повышения
мотивации.
Актуальность этой проблемы достаточно высока и физические упражнения по развитию пальцевой моторики всегда будут востребованы и детскими педагогами, психологами и родителями.
Наш детский сад «Балдырган» начал свое функционирование после проведенного капитального ремонта с 1.09.06года. Это типовое двухэтажное здание рассчитанное на 60 детей (три группы) по 20детей в каждой. В настоящее время у нас три разновозрастных группы- ясельная «Солнышко» от 1-3лет» ,группа с государственным языком обучения от 3-6лет «Клынша» и группа с русским языком обучения от 3-6лет «Колокольчик»
В детском саду имеется совмещенный музыкальный зал со спортивным залом. Имеется необходимое спортивное оборудование. На улице хорошо оборудованные игровые площадки,площадка для физических упражнений, беговые дорожки.
В детский сад «Балдырган» поступают дети с разным уровнем физического развития. Мы стараемся изучить особенности каждого ребенка, определить его уровень физического развития.
Физическим развитием детей занимаются практически каждый родитель, но первое слово, конечно принадлежит воспитателям. Постепенно приучая ребенка к физическим упражнениям,мы закрепляем у него интерес -к играм с применением физических упражнений. Стараемся создать условия для дальнейшего освоения у детей двигательных умений и навыков. Общая плотность занятий по физкультуре составляет 80-90%, моторная плотность 70%.
Из опроса родителей детей средней группы выяснилось, что традиционных форм общеразвивающих упражнений и средств физического воспитания недостаточно для укрепления здоровья. Поэтому мы стали включать в физические упражнения элементы по развитию мелкой и крупной моторики.
Всестороннее развитие личности ребёнка осуществляется как на занятиях, так и в других видах деятельности. Используются современные формы организации обучения, занятия по подгруппам сочетаются с индивидуальными.
Задача наших педагогов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Приведенные ниже игры на развитие мелкой моторики -это игры, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2. Опознание предмета на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
3. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей дошкольного возраста лепка только печатных. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
4. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.
5. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
6. Игра "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Воспитатель показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.
Т. к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.
7. Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
8. Игры с предметами домашнего обихода.
Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
9. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".
11. Возьмите пельменницу Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:
"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".
или
"Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?".
Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность.
1. Самомассаж ушных раковин. Мочка уха зажимается большим и указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно.
2. Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук.
3. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь.
4. Самомассаж головы. Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке.
5. Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от запястья и обратно, затем - от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.
6. Общий массаж ног. Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней.
В этот блок упражнений можно включать различные виды общих и точечных массажей, упражнения по развитию мелкой моторики, хождение босиком по поверхностям различной фактуры и т. п.
Особое внимание в детском саду уделяем выработке у детей положительных эмоций. Часто физические упражнения проходят под музыкальное сопровождение с применением игрового метода. Роль игры в жизни дошкольника трудно переоценить. Занятия и спортивном зале и на воздухе в осеннее –летний период проходят в игровой форме. При этом используются произведении казахских композиторов, русские народные мотивы,классические, ставшие эталоном музыкального сопровождения в ритмических движениях.
Ритмически изменения в музыке постоянно привлекают внимание детей. Яркие черты ритмического рисунка произвольно отражаются в движении и оформляются по преимуществу шагами, бегом, прыжками, гимнастическими и танцевальными движениями. При выполнении упражнений полезно учитывать положения рук, при которых КИСТЬ играет функцию двигательной регуляции. Именно подвижность кисти определяет гармоничное, размеренное движение рук, которое благотворно влияет на психику, нервную систему и все функции организма.
В физические упражнения обязательно включаем элементы подвижных игр для развития пальцевой моторики, упражнения с предметами. Интерес к таким занятиям у детей огромный. Для овладения тем или иным движением руки, исполнить которое ребенок затрудняется,показываем ему несколько движений подготавливающих его к основному упражнению.
Например : Пальчиковые игры
Игры могут проводиться как коллективно, так и индивидуально. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно с достаточной степенью точности оценить уровень физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. Целесообразно организовывать эти игры двум специалистам. Например, медицинской сестре и воспитателю. Один из них выполняет роль наблюдателя и ассистента. Эти наблюдения за детьми позволяют получить необходимую информацию для проведения дальнейшей развивающей работы средствами физического воспитания и о характере индивидуальной работы с каждым воспитанником.
«Пальчиковые игры «-это инсценировки каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Например известная «сорока-воровка»,которая кашку варила, деток кормила… С большим интересом дети реагируют. когда кто-либо из нас,загибая детские пальчики, приговаривает эти строки.
Ну-ка братцы за работу,
Покажи свою охоту,
Большому дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А малышке песни петь,песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
4. Пальчиковая игра «Кулачек»
Разожмем свой кулачок,
Посмотри скорей-ка,
В кулачке твоем живет
Славная семейка.
Первый палец,самый славный,
Он как папа, он большой.
И совсем похож на маму,
Указательный второй.
Третий в цыпках палец средний
Твой братишка пятилетний.
А четвертый очень странный,
Оттого, что безымянный.
У него как у щенка, нету имени пока.
А мизинец пятый пальчик
Как его мне не узнать. Это я!
Развитие сенсомоторной и двигательной активности очень важно для психического развития, а степень их сформированности непосредственно влияет на характер нормального развития. В связи с особой важностью развития двигательной активности ребенка педагогу необходимо знание законов развития движений, поскольку большинство развивающих программ для детского сада созданы с использованием этих законов.
Дошкольный период (3–7 лет), определяющий дальнейшее развитие ребенка, период отождествления себя с окружающими людьми. В эти годы ребенок активно познает мир. Для этого возрастного периода характерно быстрое продвижение ручной умелости — «завоевание карандаша».
Ведущая линия развития — это игровая деятельность. В этом возрасте преобладает ролевая игра, осознание себя как субъекта действий; игра в воображаемую действительность. Например, игра «в дочки-матери», «в школу», «в доктора», «в гости». В дошкольном возрасте у детей популярны конструкторы, кубики, строительный материал и не менее инструменты у мальчиков и украшения, косметички мамы — у девочек.
Общая физическая нагрузка по длительности и интенсивности должна быть распределена в течение всего дня. При этом учитывается типичное состояние для большинства детей утром, днем, вечером. При правильном распределении нагрузок создается возможность посредством движений «сбрасывать» накопившиеся эмоции. Кроме того, мини- физкультурные занятия являются хорошим средством приобретения навыков организованного поведения, столь необходимых детям.
Физкультурные занятия должны интенсифицировать психомоторное развитие детей как основу произвольной регуляции движений. В их содержание должны ежедневно включаться специальные упражнения, развивающие крупную и мелкую моторику, автоматизмы движений рук, статическое и динамическое равновесие, совершенствование координационных механизмов нервной системы. Например, забытая ныне игра в «классики» очень показана для совершенствования динамического
Включение физического воспитания в бытовые процессы в домашних условиях и в детском саду благотворно влияет на развитие детей. Например, выполнение несложных упражнений после пробуждения прямо в постели; освоение методики одномоментного одевания, позволяющие упражнять детей в координации движений, сосредоточенности. Зачем вешать полотенце для рук буквально перед носом ребенка? Нужно повесить полотенце так, чтобы он смог достать его, только привстав на носочки, потянуться за ним. Эти и другие маленькие педагогические «хитрости» позволят насытить день детей нужными и полезными для их развития движениями.
Возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста требуют создания соответствующих условий и средств обучения. Часть этих условий предусмотрена и определена нормативными документами. Но особенности физиологического и психического развития детей, их подготовленность к усвоению учебного материала требуют внесения корректив в содержание, систему и методику обучения. И здесь на помощь педагогам, психологам приходят нетрадиционные, авторские методики. Однако демократизация физического воспитания (право свободного выбора форм, средств, методов работы) должна гарантировать действительно высокие конечные результаты здоровья, физического развития, двигательной подготовленности детей по сравнению с исходными данными. Это обязывает воспитателя уметь определить ближайшую зону физического и двигательного развития детей, находить наиболее результативные средства, объединяя их в систему, уметь оценивать эффективность используемых методик.
Список используемой литературы
1. Программа воспитания и обучения детей в детском саду «Алашкы кадам» «Зерек бала» Республиканский центр «Дошкольное детство» 2009г.
2. Вопросы педагогогики. «Просвещение» Москва. 1964г.
3 Психология дошкольника Учебник для Вузов. 2001г.
4. Развитие ребенка и его отношений с окружающим. К. Флэйк –Хобсон
Москва. 1992г
5. Движение,движение. В. А Шишкина. Москва «Просвещение» 1999г.
6. Развивающие упражнения в детском саду. П. П. Буцинская Москва «Просвещение» 1999г
7. Развитие движений дошкольника. Москва «Просвещение» 1998г.
8. Типовая программа «Физическое воспитание в детском саду». Алматы
Физкультура и спорт. 2001г.