любовь семенова
Развитие нтереса к исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Нельзя кого –либо изменить,
передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу,
способствующую развитию человека.
К. Роджерс
На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому человек, обладающий элементарными навыками научно-исследовательской работы, сможет применить и развить их в различных областях своей деятельности.
Публикация «Развитие нтереса к исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Выпускник школы должен самостоятельно приобретать новые знания, критически и творчески мыслить, быть коммуникабельным, работать над развитием своей личности.
Самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;
Критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
Грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;
Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.
Создание благоприятных условий для развития познавательной и исследовательской компетентности, формирование способностей детей к самообразованию в интересах личности, общества и государства – наша цель.
Исходя из цели были поставлены задачи, направленные на реализацию данной цели. :
- организация образовательного процесса, позволяющего стимулировать интерес к исследовательской деятельности через обеспечение мотивации к занятиям;
- использование элементов технологии проектного обучения, технологии обучения в сотрудничестве, проблемного обучения;
- разработка методических рекомендаций по организации и сопровождению проектной деятельности обучающихся;
- проектирование путей внедрения проектной деятельности в образовательный процесс;
- организация участия во всероссийских, городских и областных конкурсах и конференциях;
- вовлечение школьников в работу научного общества учащихся.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение интеллектуального уровня учащихся.
2. Творческая самореализация выпускника школы.
3. Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
4. Формирование системы работы с одаренными учащимися.
Учебно-исследовательская деятельность – разновидность образовательной деятельности, главной целью которой является образовательный результат. Спецификой этого вида деятельности является использование методологии научного исследования, существующей в «большой науке», для наиболее эффективного обучения учащихся.
Научно-исследовательская деятельность реализуется, как правило, в научных обществах и направлена на получение объективно новых знаний. Отсюда вытекают пути решения.
В формировании исследовательской компетенции можно выделить три этапа:
• Подготовительный - 2 – 6 классы. На этом этапе происходит формирование основ практических навыков научной организации труда
• Развивающий этап для 7 – 9 классов.
Развитие творческих способностей и формирование основ исследовательской деятельности- основная особенность этого этапа
Завершающий - 10 – 11 классы
Эти 3 этапа можно рассмотреть на примере инструкций, которые предлагают учащимся для выполнения практической работы.
На подготовительном этапе формирования исследовательской компетенции учащихся для ее выполнения предлагаются дополнительные стадии выполнения работы.
Если у учащихся исследовательская компетентность находится на завершающем этапе, то нет необходимости давать дополнительные рекомендации. Они самостоятельно могут использовать разнообразные методы исследования : сравнение, анализ, эксперимент.
Используя тот или иной метод исследования, учащиеся пользуются инструктивными карточками: как провести наблюдение за объектом.
Эксперимент или учебный опыт часто используются в учебной деятельности. Обучающиеся учатся проводить сравнение и описание биологического объекта.
Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто является основой его успеха. Также используются и другие методы обучения: абстрагирование, анализ или синтез
Каждый метод должен быть использован оптимально.
Методы и используемые приемы обучения позволяют формировать исследовательские компетентности. Последовательность действий проста и логична.
Используя прием кластера позволяет ответит на вопросы. Что? Какая и что делает кровь, ткань? Таким образом учащиеся усваивают знания по теме.
Используя разнообразные приемы: мозговой штурм, попс (селекция, технология. Что это? доводы в защиту, примеры и значение) и другие, учитель формирует исследовательские компетентности.
Так, например, инсерт при работе с новым текстом.
Синквейн и другие приемы, за счет которых происходит развитие исследовательских навыков у учащихся.
Все это способствует тому, что у ребенка появляется стремление заняться собственным исследованием.
Развитие умений и навыков исследовательской деятельности
Отличие исследовательской работы учащихся от других видов творческих работ
1. Должна быть сформулирована цель исследования (цель исследование, обычно состоит в изучении определенных явлений, процессов).
2. В исследовании необходимо выдвинуть гипотезу (это позволяет конкретизировать предмет исследования, гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться источниками и логическими соображениями).
3. Необходимо поставить задачи исследования (задачи показывают, что вы собираетесь делать, проводя исследование).
4. В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом предмете.
5. Описание методики исследования.
6. Представление собственных данных, полученных в ходе исследования (полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с источниками и проанализировать, т. е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в ходе исследования).
7. Завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы (выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования и отвечать на поставленные вопросы).
Естественно, исследовательская работа, которой занимается ребенок, существенно отличается от других видов творческих работ. Таким детям обычно помогаю выбрать тему исследования, соответствующую возрасту и интересам. Намечаем план исследования. Проводим и оформляем работу.
А темы для своих исследовательских работ ребята берут разнообразные: энергетики и биоритмы, чипсы и пищевые добавки, исследование почвы и квартиры, вред компьютера и мобильного телефона…
Затем они выступают со своими исследованиями на школьной научно-практической конференции, Районной и областной. Ежегодно участвуем в конференциях различного уровня, получая определенный результат
Исследовательская деятельность учащихся – это конечная цель изучения любого учебного предмета. Это та деятельность, которая помогает самосовершенствоваться ученику, будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, даёт возможность проявиться всем лучшим качествам в нём, то есть способствует развитию его талантов. А ведь это и есть главная цель педагогической деятельности.