Елизавета Костюк
Развитие нравственности у детей дошкольного возраста, с помощью использования экологических сказок в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период, когда ребёнок делает первые шаги «по пути постижения мира природы». На этом этапе своего развития он «открыт» тому, что его окружает, однако прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развить их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников ещё не достаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер. Существует необходимость подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за окружающую нас природу, и каждый из нас может сохранить и приумножить её красоту.
Публикация «Развитие нравственности у детей дошкольного возраста, с помощью использования экологических сказок в образовательном процессе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формирование гуманных чувств способствует постепенному осознанию ребенком личностной значимости поступков, соответствующих моральным нормам, а мотивом, побуждающим к ним становится стремление проявить сочувствие к сверстнику, испытывающему эмоциональный дискомфорт, отзывчивость, доброжелательность. В процессе экологического воспитания детей осуществляется формирование гуманных чувств, что позволяет в даль-нейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Педагоги, занимающиеся проблемой формирования гуманных чувств посредством экологических представлений, такие как Г. И. Година, Н. Ф. Виноградова, П. Г. Саморукова, С. А. Веретенникова и др., в своих исследованиях отмечают, что в дошкольном возрасте ребенок, прежде всего, познает окружающий мир. Н. И. Рыжова, Т. А. Шорыгина. А. Лопатина в своих методических исследованиях указывали, что экологические сказки воспитывают чувство любви к природе, содержание сказок способствует воспитанию красоты к родной земле, воспитывают чувство ответственности за окружающий мир. Вместе с тем, как показал анализ теоретических и методических подходов по проблеме формирования гуманных чувств у дошкольников, ее решение в процессе использования экологических сказок рассматривается недостаточно.
Цель исследования: поиск эффективных педагогических условий формирования гуманных чувств у детей 6-го года жизни в процессе использования экологических сказок.
Исследовательская работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 33» г. Воркуты. В исследовании участвовало 20 детей 6-го года жизни. МБДОУ реализует примерную программу дошкольного образования «Детство».
Цель 1 этапа эксперимента: выявить особенности проявления гуманных чувств к объектам природы у детей 6-го года жизни.
В соответствии с целью начального эксперимента нами были выделены следующие задачи:
1. Выявить особенности проявления интереса у детей 6-го года жизни к жанру художественной литературы – экологической сказке, была использована авторская диагностика «Выбор» автор В. И. Логиновой.
у 20% детей наблюдаем низкий интерес к экологической сказке, у 80% детей средний уровень.
2. Выявить особенности представлений о гуманных чувствах к объектам природы у детей 6-го года жизни по методике «Неоконченные предложения» (модификация В. А. Деркунской)
у 10% детей наблюдаем низкий уровень сформированности представлений о гуманных чувствах к объектам природы. У 70% детей средний уровень сформированности представлений о гуманных чувствах к объектам природы. У 20% детей высокий уровень сформированности представлений.
3. Выявить особенности умений проявлять гуманные чувства к объектам природы у детей 6-го года жизни. Продумал проблемные ситуации:
н-р. Воспитатель вместе с детьми отравились в поход в лес. С собой прихватили много еды. Хорошо и весело провели время. Во время сборов в домой собрали вещи, а отходя собрали в мешок и положили под дерево. Всё ли правильно сделали дети?
25% детей с высоким уровнем отношения к проявлению гуманных чувств к объектам природы. 55% детей со средним уровнем отношения к проявлению гуманных чувств к объектам природы. 20%детей на низком уровне отношения к проявлению гуманных чувств к объектам природы.
4. Выявить особенности сформированности гуманных чувств детей 6-го года жизни в педагогическом процессе ДОУ.
Нами были разработаны критерии анализа экологического пространства «уголка природы» на основе рекомендаций следующих авторов: П. Г. Саморуковой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой. Для ознакомления детей с многообразием растительного мира в уголке имеется природоведческая литература, которая соответствует требованиям программы.
Анализ содержания развивающей среды экологической зоны групповой комнаты детей 6-го гад жизни позволил сделать следующий вывод? Уголок природы в групповом помещении требует дополнения природоведческой литературой, материалом о воспитании гуманных чувств к объектам природы.
Анализируя ответы родителей можно констатировать следующее: проблему родители считают актуальной и необходимой. Дошкольный возраст определи оптимальным для формирования гуманных чувств, но при этом важно отметить, что родители не прикладывают ни каких усилий для формирования гуманных чувств детей 6-го года жизни к объектам природы. Поэтому можно отметить, что родители хотя и считают данную проблему актуальной и необходимо, но ее решение возлагают на работу педагогов ДОУ, при этом не прилагая особых усилий.
Результаты исследования, направленные на изучение особенностей проявления интереса к жанру художественной литературы – экологической сказке, сформированности представлений о гуманных чувствах к объектам природы, проявлять гуманные чувства к объектам природы на констатирующем этапе исследования у детей 6-го года жизни свидетельствуют о недостаточно высоких показателях:15% детей с высоким уровнем, 65% детей со средним уровнем 20% детей с низким уровнем проявлением.
Анализ педагогической деятельности позволяет отметить недостаточную системность в работе, по формированию интереса к жанру художественной литературы – экологической сказке, по формированию представлений о гуманных чувствах к объектам природы, проявлению гуманные чувства к объектам природы у детей 6-го года жизни. Именно поэтому возникает необходимость в организации основного этапа работы, направленного на формирование данных чувств.
Цель 2 этапа эксперимента: создать педагогические условия формирования гуманных чувств к объектам природы у детей 6-го года жизни в процессе использования экологических сказок.
В соответствии с целью, на основном этапе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Отобрать экологические сказки, включающие образ природы, главного героя ребенка с растительным миром природы, вызывающие эмоциональный отклик детей 6-го года жизни,
2. Разработать систему работы, обеспечивающую последовательное формирование от представлений о мире природы к осознанному проявлению гуманных чувств и сохранению объектов природы.
Для реализации поставленных задач был разработан перспективный план работы с детьми, в который вошли экскурсии, наблюдения, тематические беседы, познавательные занятия, чтение художественной литературы, развлечения.
Работу по созданию педагогических условий формирования гуманных чувств к объектам природы у детей 6-го года жизни в процессе использования экологических сказок мы разделили на 3 этапа. Каждый из этапов работы отличался друг от друга последовательной работой, в ходе которой мы формировали у дошкольников гуманные чувства к природе, основываясь при это на произведения художественной литературы.
1 этап: эмоциональный
Для реализации запланированной работы, на первом этапе, с детьми были проведены 3 экскурсии в парк, в тундру, в сквер, проведены беседы о формировании представлений о гуманных чувствах, в ходе данного этапа особое внимание уделили чтению экологических сказок.
На этом этапе было проведено 3 занятия, по формированию понятий «сочувствия», «справедливости». Была организована беседа о хороших делах и поступках.
2 этап: эмоционально - действенный
Мероприятия этого этапа мы направили на воспитание у детей гуманных чувств к объектам природы, на материале экологических сказок. С целью воспитания гуманных чувств к объектам природы, с детьми были организованы и проведены тематические занятия. Нами было использованы экологические сказки, которые были соотнесены с тематикой: «Почва», «растения», «лес», «человек и природа»
3 этап: Заключительный
К заключительному этапу, детьми подготовительной группы, совместно с родителями и воспитателями было организовано мероприятие
В качестве заключительного этапа было проведен праздник «День земли».
Цель: обобщить знания детей о взаимосвязи человека с природой, о поведении человека в природе; способствовать созданию радостных чувств от общения с природой, воспитывать ценностное отношение к природе.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что все запланированные и проведенные экскурсии, беседы, наблюдения, занятия и другие формы работы с детьми были направлены на воспитание у них гуманных чувств к природе.
Эффективность нашей работы мы проверили в ходе итогового эксперимента.
Цель 3 эксперимента: выявить эффективность педагогических условий, в рамках основного эксперимента, направленных на формирование гуманных чувств к объектам природы у детей 6-го года жизни.
В соответствии с целью итогового эксперимента нами были выделены следующие задачи:
1. Выявить развитие интереса у детей 6-го года жизни к жанру художественной литературы – экологической сказке.
2. Выявить развитие представлений о гуманных чувствах к объектам природы у детей 6-го года жизни.
3. Выявить развитие умений проявлять гуманные чувства к объектам природы у детей 6-го года жизни.
Для решения поставленных задач контрольного эксперимента, нами были использованы методики, аналогичные 1 этапу исследования.
Результаты итогового эксперимента: 30% детей со средним уровнем, 70% детей с высоким уровнем сформированности гуманных чувств к объектам природы.
Результаты, полученные на итоговом этапе исследования у детей 6-го года жизни, свидетельствуют о положительной динамике формирования гуманных чувств.
Таким образом, можно говорить о том, педагогические условия по формированию представлений о гуманных чувствах к объектам природы, проявлению гуманные чувства к объектам природы у детей 6-го года жизни были определены, верно.