Папки-передвижки

Развитие мышления в дошкольном возрасте

Ольга Томилова
Развитие мышления в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников.

Окружающий мир – это постоянная динамика, изменения происходят во всех сферах жизни, поэтому дидактические игры также должны изменяться и совершенствоваться, чтобы в детском дошкольном учреждении педагоги могли подготовить ребенка к полноценной жизни в будущем, так как именно через дидактические игры он учится самым необходимым знаниям и навыкам, позволяющим в дальнейшем повышать уровень интеллектуального развития.

Публикация «Развитие мышления в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Уровень развития мышления детей дошкольного возраста характеризуется умением выделить сходства и различия, обобщить, выяснить причины, но при этом большинство детей испытывают затруднения в объяснении причин своего выбора. Развитие мышления будет происходить успешнее при применении системы дидактических игр, направленных на развитие основных мыслительных операций.

Умственное воспитание понимается как целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

Киселева Э. Р. указывает, что, сконцентрировав свое внимание лишь на одном вышеуказанном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом. Дошкольное детство - первая ступень в психическом развитии ребенка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени - школьного обучения.

Она же выделяет главное различие между ребенком дошкольного возраста и школьником – это различие основных, ведущих видов их деятельности. В дошкольном детстве – игра, школьном – учение.

Психологи по-разному трактуют понятие мышление. Рассмотрим различные трактовки данного понятия:

- мышление – это высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный, психический процесс, свойственный только человеку (Н. Н. Поддъяков);

- мышление – это высший познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности и существующих связей между явлениями внешнего мира (П. Я. Гальперин);

- мышление – это «познавательная деятельность личности, характеризующая обобщенным и опосредованным отражением действительности» (энциклопедический словарь по психологии М. И. Еникеева);

- мышление – это процесс опосредованного и обобщенного отражения в сознании человека существенных свойств предметов и явлений объективного мира (В. Н. Капарулина, М. Н. Смирнова);

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение – это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о ч м-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, найти ответ на вопрос называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определенному выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность - деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли – это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Мышление дошкольников имеет свои особенности. В теории выделяется наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление и словесное – логическое мышление.

Один из наиболее ранних видов мышления – наглядно-действенное мышление – возникает в тесной связи с практическими действиями детей. Его сновным признаком является неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Наглядно-действенное мышление развертывается лишь по мере реальных преобразований ситуации, вызванных практическими действиями. В процессе многократных действий с предметами ребенок выделяет скрытые, внутренние характеристики объекта и его внутренние связи. Практические преобразования, таким образом, становятся средством познания действительности.

Другой характерной для дошкольников формой умственной деятельности является наглядно-образное мышление, когда ребенок оперирует не конкретными предметами, а их образами и представлениями.

Важным условием формирования этого вида мышления является способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Действия, осуществляемые на моделях, относятся ребенком к оригиналу, что создает предпосылки «отрыва» действия от модели и оригинала и приводит к осуществлению их в плане представлений. Одной из важнейших предпосылок возникновения образного мышления является подражание взрослому.

На следующем этапе, с трех-четырех лет и до первого класса, у ребенка активно формируется наглядно-образный тип мышления.

В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления - словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развернутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении. Например, если малыша трех-четырех лет спросить, «Что такое кот?», то он скажет: «Котик – это Пушок, и он живет у бабушки во дворе». Ребенок пяти-шести лет на этот вопрос, скорее всего, ответит, так: «Кот - это животное, которое ловит мышей и любит молоко». Такой ответ демонстрирует наглядную способность ребенка к анализу – одной из важнейших мыслительных операций, которая является своего рода «двигателем» развития мышления у детей дошкольного возраста.

Логическое мышление характеризуется тем, что здесь ребенок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме.

В современной психологии существуют разные позиции относительного становления логических структур мышления у детей. Все они поддерживают мнение о том, что основы этой структуры закладываются именно в дошкольном детстве. Доктор психологических наук З. А. Зак отмечает, что «…начиная устанавливать зависимость между объектами или явлениями, дошкольник постепенно приходит к способности осознавать ситуацию, требующего специального разрешения», что свидетельствует о становлении логического мышления.

В современной психологии мышление понимается как процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности; как высшая форма творческой активности. Отличие мышления от других познавательных процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех других познавательных процессах: восприятии, памяти, внимании, воображении, речи.

Понятие «мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». Логическое мышление является высшим видом мышления в онтогенезе : сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие; в конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления : малыш начинает мыслить при помощи образов; в к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. В общей «лестнице» психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решения более широкого круга задач, усвоения научных знаний.

В процессе игры ребенок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности, учится продуктивнее воспринимать информацию и использовать е в дальнейшем развитии.

Каждый ребенок – индивидуальность как по складу характера, так и по интеллекту. Последнее обусловлено не только «природными данными», но и внешними условиями, позволяющими ему развиваться.

Такие условия для развития ребенка могут создаваться различными средствами, методами, в различных формах и с разной степенью сложности и интенсивности. Особое значение имеет не только само факт проведения дидактических игр, но и их систематичность, а также постоянное усложнение дидактических задач.

Дидактическая игра должна быть подобрана по возрасту и по индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте» Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Развитие воображения в дошкольном возрасте Известный психолог В. В. Давыдов полагал, что воображение – это возможность ребенка видеть целое раньше частей. Приведем пример. Мальчик.

Речевые игры в младшем дошкольном возрасте Речевые игры в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте речевое общение осуществляется в разных видах деятельности. В речевом.

Экологические игры в младшем дошкольном возрасте Экологические игры в младшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте экологические игры способствуют получению знаний о явлениях природы,.

Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Здоровый образ жизни – активное состояние человека, которое требует проявления волевых усилий,.

Эссе «Развитие речи в дошкольном возрасте» Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Под влиянием взрослых формируется речь детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мышления в дошкольном возрасте
Опубликовано: 17 сентября 2023 в 20:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мышления в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Томилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД