Елена Солохина
Развитие мышления и сенсорных представлений у младших дошкольников в игровой деятельности (из личного опыта)
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорика -этот термин переводится как «ощущение» и обозначает наше восприятие мира. Чувственное познание имеет очень важное значение в дошкольном детстве, которое является наиболее благоприятным периодом формирования и совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Сенсорное развитие ребенка, это развитие его всей эмоциональной сферы, развитие чувств и восприятий, формирование представлений о внешних свойствах предметов : о форме, цвете, размере, положение в пространстве и тому подобное. Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка.
Публикация «Развитие мышления и сенсорных представлений у младших дошкольников в игровой деятельности (из личного опыта)» размещена в разделах
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Средняя группа
- Темочки
Выделяют пять видов сенсорного восприятия :
1. Зрительное — это восприятие формы, цвета, объема, размера.
2. Слуховое — восприятие громкости, тембра, ритма. Оказывает важнейшее влияние на формирование речи.
3. Тактильное включает те ощущения, которые мы чувствуем кожей (температурные, осязательные).
4. Обонятельное — восприятие ароматов.
5. Вкусовое — восприятие свойств пищи (соленое, сладкое, горькое, кислое и пр.)
Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей и что игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников, сенсорное развитие мы осуществляем через игровую деятельность. В качестве средств сенсорного воспитания у детей младшего дошкольного возраста используем : дидактические игры и упражнения, настольно-печатные игры, совместные с воспитателем игры-эксперименты.
Игры для развития тактильных ощущений развивают у детей восприятие всевозможных предметов через прикосновение. Ребенок учится узнавать их, сравнивать, определять существующие между ними различия. Через игру знакомим детей с понятиями «гладкий», «шершавый», "мягкий", "твердый». Для игр используем природный и бросовый материал: шишки, каштаны, камушки, ракушки, крышки. Применяем образцы материалов и поверхностей: кусочки меха, разные виды ткани и бумаги, мешочки с разными наполнителями (крупы). и т. д. Игра «Волшебный мешочек», «Угадай из чего сделан предмет?» «Что бывает пушистым?» (гладким, колючим и т. д.) «Разложи по размеру» (мешочки с рисом, фасолью, горохом, манкой, игры-эксперименты «Капель», «Мокрый песок-сухой песок»
Развитие зрительного восприятия необходимо для того, чтобы правильно ориентироваться в пространстве, оценивать положение предметов относительно друг друга (выше-ниже, дальше-ближе, левее-правее, понимать форму объемных предметов. Расширять и углублять знания о свойствах и качествах предметов (цвет, форма, величина). Для развития зрительного восприятия мы используем:
-игры на развитие представлений о цвете «Найди цветок для бабочки» «Подбери узор» «Собери бусы (красного цвета, желтого и т. д.)» «Мозаика». Игры-экспериментирования «Окрашивание воды» добавляем в воду краску-вода окрашивается. «Смешиваем краски» Смешивая краски, мы получаем возможность создавать новые цвета.
- на развитие представлений о форме «Украсим ковёр», «Геометрическое лото», «Подбери фигуру», «Выложи узор»,
- на развитие представлений о величине предметов «Собери матрешку», «Большие и маленькие бусины».
Во время игры с деталями строительного материала, дети открывают для себя свойства предметов (физические) шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит на узкой короткой грани.
Для развития слухового восприятия мы проводим игры: «Угадай, на чем играю», «Угадай, где звенит?», «Угадай, кто позвал?». «Покричи как…медведь, собака» Кроме того, используем магнитофон для прослушивания различных мелодий и звуков : пение птиц, шум дождя, журчание ручейка, крики животных.
Для развития обоняния у нас есть мешочки с различными запахами : кофе, мята, апельсиновые корки и др. Пока мы только знакомим с запахами, даем потрогать, рассмотреть.
Во время приема пищи предлагаем детям попробовать компот и определить из чего он приготовлен.
Приобретённые знания в игре закрепляем в различных видах деятельности
• рисование-цвет,
• на лепке: свойства пластилина, глины (твёрдый, мягкий, пластичный);
• в формировании элементарных математических представлений : форма, величина, пространственные отношения.
• экспериментирование (гладкая, пушистая, шероховатая, холодный, горячий);
• в музыкальной деятельности : темп, ритм, характер музыки;
• в ознакомлении с окружающим миром: цвет, запах, звук и т. д.
• и в повседневной жизни.
Спасибо за внимание