Эльвира Петрова
Развитие музыкальных способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Интересные методы развития музыкальных способностей дошкольников в ДОУ
Дошкольный возраст – это самое важное время в развитии ребенка.
Его задача – не просто подготовить ребенка к школе, но и развить воображение, мышление, учить действовать по правилам, принимать на себя ответственность и много других функций, которые станут фундаментом дальнейшей жизни.
Публикация «Развитие музыкальных способностей у дошкольников» размещена в разделах
С трехлетнего возраста ребенок открыт всему новому и впитывает знания, как губка. Что должен уметь и знать ребенок для достижения успеха в 21 веке? Ключевых знаний должно быть 6: сотрудничество, общение, усвоение информации, критическое мышление, уверенность и творчество. Это так называемые мягкие навыки. И ни одно из этих умений не должно быть потеряно из виду. Начинается их формирование в детском саду. Несмотря на то, что современный мир предъявляет высокие запросы к молодому поколению, нельзя забывать, что главная деятельность детей дошкольного возраста – игровая. Именно в игре ребенок хозяин своей деятельности.
На музыкальных занятиях игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности. В музыкальной игре ребенка интересует не только сам процесс, но и его результат, нравственное и эстетическое совершенствование детей, развитие музыкальности.
Музыкальность – сложное понятие, характеризующееся разными сочетаниями отдельных способностей, которые проявляются или ярче или слабее. Важно знать потенциальные возможности каждого ребенка. У одного хорошая музыкальная память, у другого – отзывчивость на музыку, у третьего наличие абсолютного слуха. Музыкальное воспитание дает возможность раскрыть звучащий мир и тем самым обогатить личность ребенка.
Помочь избавиться от существующих комплексов, поверить в себя, убедиться в своей нужности и уникальности поможет театральная деятельность. Необходимо создать среду творческого общения, которая поможет раскрыть способности ребенка. Застенчивые дети смогут расширить круг общения, приобрести уверенность в себе. Гиперактивные, импульсивные дети в творческой игре выплескивают избыток энергии, агрессии, учатся перенаправлять негативные эмоции в позитивное русло. Театральные игры развивают умение действовать согласованно, пробуждают активность, находчивость. Театральная игра должна быть коллективной, но при этом каждый участник должен чувствовать к себе индивидуальное внимание, необходима похвала детей.
Сейчас много новых методов и приемов развития музыкальности дошкольников, благодаря которым можно воспитывать лидерские качества ребенка, дать ему возможность почувствовать себя в этой роли. Лидерство учит принимать решения и нести за них ответственность, признавать и исправлять ошибки. Также одним из навыков является работа в команде – умение слушать, видеть единую цель, готовность оказать помощь, находить компромисс.
Методы и приемы, которые я хочу предложить, могут использовать не только музыкальные руководители, но и педагоги, при отсутствии музыкального руководителя в дошкольном учреждении.
1. Коммуникативные танцы и игры.
Это благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольников с их сверстниками. Это движения, выражающие дружелюбие, открытое отношение друг к другу, инициативность, легкость вступления в контакт. Компоненты: шаг, бег, кружение, подпрыгивание. Можно
использовать песни, в которых указаны конкретные движения. Например: «Раз ладошка, два ладошка»
2. Звучащие жесты.
Это ритмическая игра звуками своего тела: хлопки, щелчки, притопы, шлепки.
а) дети прослушивают музыку, затем педагог предлагает нескольким детям выбрать звучащий жест, всем разный. Звучит музыка, например «Озорная полька», музыкальный руководитель указывает на ребенка, который должен выполнять свое движение.
б). Раздается тихий звук : тук-тук, тук-тук! стучат по коленям
Раздается там и тут: тук-тук, тук –тук-тук!
Это наши пальчики: тук-тук, тук-тук! пальчик о пальчик
Прыгают, как зайчики: тук-тук, тук-тук-тук!
А теперь и громкий звук: тук-тук, тук-тук! хлопки
Это наш веселый стук: тук-тук, тук-тук-тук!
Это кулачки стучат: тук-тук, тук-тук! кулачок о кулачок
Домик строят для бельчат: Тук-тук, тук-тук-тук!
3. Инсценировка стихотворения.
Педагог читает стихотворение, затем назначенные дети двигаются, когда услышат текст, стараясь изобразить своего героя.
Прилетела к нам вчера полосатая пчела, летит пчела
А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек, летят шмель и мотылек
Два жука и стрекоза, как фонарики глаза.
Жуки и стрекоза
Пожужжали, полетали, от усталости упали.
4. Озвучивание текста.
Педагог читает стихотворение, ребенок озвучивает на музыкальном инструменте.
К нам лягушка прискакала, тихо-тихо прошептала:
Ква-а-а! Ква-а-а! Ква-а-а! румба
Услыхали комары, засмеялись:
Хи-хи-хи! Хи-хи-хи! ложки
Мошки услыхали, громко зажужжали:
Ж-ж-ж-ж! маракас
Лягушка не стерпела, громко так запела:
Ква- а –а! Ква- а- а! румба
5. Ритмодекламация.
Ритмодекламация – это синтез музыки и поэзии, то есть четкое произношение текста в заданном ритме. Можно декламировать стихи, потешки, считалки, дразнилки. Цель этого приема: развитие музыкальности, поэтического слуха, воображения, чувства слова. Это могут быть речевые игры с движениями, речевые игры со звучащим словом, речевые игры с музыкальными инструментами, коммуникативные игры, релаксация (видео).
а). Прослушать музыку «Ах,вы, сени», затем под эту музыку ритмично произносить текст любого стихотворения, например, «Кошкин дом».
б). Первая группа детей произносит первую строчку, вторая повторяет ее, как эхо.
О-па-па, о-па-па О-па-па, о-па-па
3 фасольки, 2 боба 3 фасольки, 2 боба,
Побежал я в огород, Побежал я в огород,
Положил их прямо в рот. Положил их прямо в рот.
в). Вы прислушайтесь скорее,
Едет тройка лошадей, Бубенцы
По лесам и по полям,
Под санями снег скрипит, Маракасы
Дед Мороз сюда спешит.
В бороде блестят снежинки, Металлофон
Превращаясь сразу в льдинки.
А Снегурочка хохочет,
Будто звонкий колокольчик. Колокольчик
На морозе раскраснелась,
Песню весело запела
Вот приехали родные, Бубен
Наши гости дорогие,
Волшебству откройте двери, Все вместе
В сказку каждый пусть поверит.
г) Дети стучат палочками или кубиками в ритм стиха.
Дятел сел на толстый сук тук да тук, тук да тук
Всем друзьям своим на юг тук да тук, тук да тук
Телеграммы срочно шлет тук да тук, тук да тук
Что весна уже идет тук да тук, тук да тук
Что растаял снег вокруг тук да тук, тук да тук
Что подснежники цветут тук да тук, тук да тук
7.«Испорченная пластинка»
Можно взять любую знакомую детям песню, например «В траве сидел кузнечик»,
и исполнять ее с разными заданиями: а) четную строку петь про себя, а нечетную вслух б) одну строку поем, другую прохлопываем в ладоши в) одну строку простукиваем на музыкальном инструменте, другую поем г) всю песню петь с хлопками.
8. Театр пантомимы «Сказочные человечки»
а). Деревянные человечки двигаться, как Буратино
б). Стеклянные человечки осторожно, боясь разбиться
в) Веревочные человечки расслабленные мышцы рук, ног, головы
г)Чугунные человечки тяжело, напряженно, медленно
9. Хор рук
Выполнение движений с предметами под музыку.
Например: 4 ребенка сидят на стульях, в руках у каждого по цветку, 4 ребенка стоят сзади и держат листья или бабочек. Перед ними 2 дирижера: один сидит и показывает движения сидящим с цветами, другой стоит и показывает движения стоящим с листьями.
10. Анимация
Дети самостоятельно придумывают движения к любому танцу.
11. «Веселые стаканчики»
Это один из способов развития психических процессов: концентрирование внимания, памяти (слуховой, зрительной, двигательной, мышления и воображения (запоминание последовательности выполнения упражнений со стаканчиком). При помощи взрослого усваиваются 1) пространственные представления: слева, справа, внизу, сверху, в центре, между, почасовой стрелке; 2) моторная ловкость и координация движений; 3) речевая деятельность (выполнение движений под речетатив); 4) музыкальные способности (чувства, согласование движений с характером музыкального произведения). Этот метод воспитывает чувство ответственности, собранности, доброжелательного отношения друг к другу, умение действовать в коллективе.
Игру на стаканчиках можно использовать в совместной деятельности с детьми в любых режимных моментах, досугах, на прогулке.
Можно использовать любые стаканчики: пластмассовые, бумажные, металлические. Во время беседы спросить, для чего и как мы используем стаканчики (пьем, насыпаем, пересыпаем, вымеряем). Еще с их помощью можно извлекать звуки, и создавать любой ритмический рисунок. Когда ударяешь нижней частью стаканчика по столу или по полу, будет один звук, когда верхней частью – другой звук. Чтобы было интересней, можно прятать под стаканчик небольшой камешек или мелкий предмет.
1 этап работы. Отработка передачи стаканчика правой и левой рукой.
Дети сидят за столом или на полу, перед ними цветные стаканчики. Левую руку прячем за спину, правой рукой берем стаканчик и передаем соседу справа со словами: «бе-рем!», «от-да-ем!». Или на счет «раз» – берут, на счет «два» –отдают.
Усложнение 1: хлоп- хлоп (в ладоши, бе-рем! От-да-ем!
Усложнение 2: хлоп-хлоп (в ладоши, хлоп-хлоп-хлоп (по стаканчику) бе-рем, от-да-ем! Усложнение 3: Можно использовать слова:
Скачут, скачут две лошадки но, но, но! 4 хлопка, 3раза удар стаканчиком
Скачут, скачут без оглядки но, но, но!
Скачут, скачут в новый город цок-цок-цок!
Звонко цокают подковы цок, цок, цок!
Затем можно увеличить темп передачи стаканчика за счет быстрого проговаривания слов, добавить музыкальное сопровождение.
2 этап. Работа над ритмом.
Стихотворение А. Барто «Наша Таня» можно простучать с разным ритмом. Например: а) наша Та-ня, громко пла-чет, уро-ни-ла, в речку мя-чик…. ;
б) наша Таня громко пла-чет, уронила в речку мя-чик, третий вариант: на-ша Таня громко плачет, у-ро–нила в речку мячик…. Можно дать задание придумать свой ритм к стихотворению «Зайка»
Игра «Музыкальная дуэль»
Играет любое количество детей. Главное – точно выполнять движения за ведущим, совершивший ошибку, покидает игру.
Рекомендуемые тексты.
Тра-та-та, тра-та-та 3 раза ударить по полу правой рукой, 3 раза -левой
Мы везем с собой кота 3 раза стаканчиком
Чижика, собаку, передаем стаканчик вправо
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая,
Вот –компания какая!
Вышла курочка гулять, 2 хлопка, 2 раза по коленям
Свежей травки пощипать, 2 хлопка, 2 раза по коленям
А за ней ребятки, ладошками поочередно по полу
Желтые цыплятки. справа и слева от стаканчика
Ко-ко-ко, ко-ко-ко! правой рукой передаем по кругу
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
Песня «Часики» - повторение движений за педагогом