Елена Оркина
Развитие межполушарного взаимодействия у детей с задержкой психического развития в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:в статье рассматривается опыт работы по развитию межполушарного взаимодействия у детей с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Применение кинезиологических методов коррекции способствует интеграции работы мозга и тела и улучшает межполушарное взаимодействие.
Ребёнок с задержкой психического развития – это ребёнок, который ничего не знает, не умеет и не хочет, но надо, чтобы он знал, хотел и умел.
Сеген
Публикация «Развитие межполушарного взаимодействия у детей с задержкой психического развития в условиях ДОУ» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с различными видами дизонтогенеза. Проблема организации эффективного коррекционно-развивающего процесса для детей с нарушениями в психическом и/или физическом развитии является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Выбор методов коррекции предполагает учёт реальных возможностей воспитанников, а также условий, в которых осуществляется воспитательно-образовательная деятельность.
Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление темпа психического развития по сравнению с возрастными нормами, что часто проявляется в недостаточной познавательной активности, часто сочетающейся с быстрой утомляемостью и повышенной истощаемостью; в незрелости мыслительных операций, отражающейся на продуктивности наглядно-образного мышления и приводящей к трудностям в формировании словесно-логического мышления; низкой продуктивности и прочности запоминания; в сужении объема, недостаточной устойчивости внимания, а также трудностях в его концентрации и распределения; в системном характере недоразвития речи; в отставании в развитии психомоторных функций и координационных способностей, общей и мелкой моторики. Способствовать преодолению подобного рода нарушений помогает развитие межполушарного взаимодействия.
Известно, что мозг человека состоит из двух полушарий. Правое полушарие отвечает за пространственные представления, способность воспринимать поступающую информацию целостно, восприятие «телесного» я, схемы тела и различного рода ощущений. Его можно охарактеризовать как эмоциональное, образное, невербальное. Левое полушарие помогает упорядочить информацию в пространственно-временном контексте, планировать и производить контроль собственной деятельности, здесь находятся речевые центры, происходит логическая обработка информации, аналитическое мышление. Оба полушария связаны системой нервных волокон, обеспечивающей слаженную работу мозга. В случае, если данных связей сформировано недостаточно, происходит искажение переработки поступающей информации и ребенок начинает испытывать трудности в познавательной деятельности, нарушается развитие психических функций.
Активизировать взаимодействие мозговых полушарий и способствовать развитию межполушарных связей позволяет применение кинезиологических методов. Учитывая эти данные, целесообразно включение методов кинезиологического подхода в коррекционно-развивающие программы для детей с ЗПР.
Кинезиология объединяет знания и методы медицины, психологии, педагогики, логопедии, дефектологии и др. Кинезиологические тренировки включают определенные двигательные упражнения, состоящие из комплекса движений для крупной и мелкой моторики. Систематическое выполнение кинезиологических упражнений позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий и синхронизировать их работу, тем самым способствуя не только улучшению умственных способностей и физического здоровья детей, но и коррекции нарушений в различных областях психики.
Наибольшая результативность применения кинезиологических тренировок достигается при соблюдении следующих условий :
– систематичность выполнения (занятия проводятся ежедневно, без пропусков);
– постепенное увеличение темпа выполнения и сложности предлагаемых упражнений;
– точное выполнение детьми движений и приемов.
Кинезиологические упражнения используются педагогами групп компенсирующей направленности ежедневно в качестве утренней гимнастики, а также в качестве динамических пауз в режимных моментах. Время проведения одной сессии упражнений от 3 до 5 минут.
В результате применения в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с ЗПР комплексного подхода, включающего как когнитивные, так и двигательные методы, мы наблюдаем повышение работоспособности, познавательной активности, эмоционального благополучия детей, улучшение навыков коммуникации. Отмечается устойчивая положительная динамика в развитии мыслительной деятельности и речи, процессах внимания и памяти, моторики и зрительно-моторной координации.
Таким образом, применение кинезиологических методов в целенаправленной коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития, позволяет интегрировать работу мозга и тела, сбалансировать работу обоих мозговых полушарий. Вследствие этого происходит развитие психических процессов, стабилизация психоэмоционального состояния детей, улучшаются моторные навыки, воспитываются коммуникативные качества, гармонизируются процессы возбуждения и торможения и, как следствие, возрастает продуктивность деятельности, улучшается прочность запоминания программного материала. Данные результаты являются необходимым условием для более успешного освоения воспитанниками целевых ориентиров дошкольного образования и осуществлению качественной подготовки детей с ЗПР к школьному обучению.
Список литературы
1. Давыдова О. А. Графомоторика. Тренажёр по развитию межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков / О. А. Давыдова. – М. : Школьная пресса, 2017.
2. Деннисон П. Гимнастика мозга / П. Деннисон, Г. Деннисон. – М., 1997.
3. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.
4. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2019.