Галина К
Развитие межличностных отношений в ходе занятий физической культурой в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие межличностных отношений в ходе занятий физической культурой в школе
Development of interpersonal relationships during physical education classes at school
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Аннотация. В статье рассматривается влияние разных факторов на развитие межличностных отношений в ходе занятий физической культуры в школе, проблемы по которым обращаются к психологу на всем протяжении обучения. Анализ проблем сопровождения и пути решения в процессе образования. Трудности работы психолога с педагогами в период деформации. Роль конфликтов и особенности развития в школьной группе. Важная роль педагога в процессе воспитания и обучения.
Ключевые слова: межличностные отношения, физическая культура, школа, воспитание, развитие, конфликт, психолого-педагогическое сопровождение.
Annotation. The article examines the influence of various factors on the development of interpersonal relationships during physical education classes at school, the problems of which are, addressed to a psychologist throughout the training. Analysis of problems of support and solutions in the process of education. Difficulties of the psychologist’s work with teachers during the deformation period. The role of conflicts and features of development in the school group. The important role of
Key words : interpersonal relationships, physical education, school, education, development, conflict, psychological and pedagogical support.
Окружающая среда способствует формированию интересов, потребностям, желаниям, склонностям, а также становлению личности в единстве с уникальными особенностями изучаемого человека. Каждый психический процесс имеет свое отношение к окружающему миру, которое изменяется под воздействием различных факторов.
Участие в трудовом, игровом функционировании, обучении, формирует основные психические качества, образуя нравственный стержень субъекта, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не подготовить взаимоотношения, создавать условия к возможным сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, если не происходит постоянного подкрепления деятельности, побуждающих к нравственным поступкам.
Воспитание человека - тонкий продолжительный труд, в который включено все общество родители, родственники, педагоги и т. д. Правильное воспитание подрастающего поколения начинается с личностей «старшего поколения». Они отражение будущего поколения в поступках, делах, начинаниях. Всё с чем соприкасается человек впитывается в него как в «губку», слова, мысли, пристрастия, манеры. Например, дома отец общается с ребенком посредствам ругательных слов и всё это заметно в обществе, где подросток учиться, общается, дружит. «Дефектное» взаимодействие приведет к формированию аномалий личности. Как следствие приобретенное привнесено будет в их малые группы и далее. На против бережное отношение домашних по отношению к чаду привносит мир и покой в отношениях со сверстниками. Межличностные отношения – это интересы, желания, привычки, предрасположенности, увлечения, склонности – это результат взаимодействия с окружающей средой, предметами, явлениями и людьми, через все выше перечисленное индивиды воспринимают и оценивают.
Развитие межличностных отношений происходит в процессе воспитания через коллектив в процессе обучения в школе, игровых моментов, трудовой деятельности, личных поручений учителя, воспитания родственниками. Во взаимодействие индивидов приобретается новый опыт, умение слышать, слушать, помогать, оспаривать, рассуждать, оценивать, защищаться, защищать.
Учитель в ходе развития межличностных отношений в ходе занятий физической культурой и обучения должен выстраивает так процесс воспитания, чтобы развить всё самое лучшее в подрастающем поколении. Манеры педагога, мимика, одежда все несет воспитательный посыл во время взаимоотношений в школе. Поза, жесты, скорость изложения информации, интонация с какой произносит просьбу или поручение учитель всё влияет на обратную связь подопечного. В условиях улучшения и совершенствования образования необходимы новые подходы к осмыслению сущности физической культуры. В подростковом возрасте потребность в общении выражена с подобными индивидами. Грамотный учитель стремиться организовывать различные совместные мероприятия в своем коллективе (лыжные, пешие походы, поход в лес, путешествия и т. п.). Подростки выстраивают взаимоотношения, формируют нравственные нормы и этикет поведения в коллективе.
Педагог обладает большим багажом знаний, говорит на многих языках, а любви не имеет, к сожалению педагог - нечто большое и звенящее, а по существу пустое и бесплодное. Любовь, а точнее желать способствовать благополучному развитию образовательных, эмоциональных, нравственных, межличностных отношений, перспективных направлений подопечных должна стать главной целью педагога.
Процессе развития межличностных отношений в ходе занятий физической культурой во многом зависит от умения учителя не только правильно подать обучающий материал, отличное знание теоретической, методической и практические базы. Прекрасная организация процесса обучения на уроке, умение заинтересовать, удерживать внимание, избегать однообразия. Продуктивность качественной работы педагога во многом предопределена обладанием психических знаний, которые в свою очередь подкрепляются постоянным изучением. Систематическое изучение психологии обеспечивает успешное обучение и воспитание.
Процесс общения неразрывно связаны с психическим состоянием человека. Нами установлено, что психические состояния человека – это общая характеристика психической деятельности людей в определенных условиях. При выполнении конкретных задач. Они передают, такие эмоциональное состояние (радость, восторг, гнев, грусть, разочарование, печаль, волевое состояние (решительность, настойчивость, оказывают большое влияние на работоспособность человека, что крайне важно в обучении школьников в ходе занятий физической культурой в школе.
По мере развития межличностных отношений, а именно взаимоотношений строящихся в ходе занятий спортом. Появляются все новые исследования в сфере физической культуры и психологии. Происходит постоянный спрос в необходимости инновационных преобразований, для прогресса в изучаемой области. На развитие межличностных отношений влияют такие факторы, как психическое состояние, физическая подготовка, воспитание, гормональный фон, конфликты, конкуренция, восстановление после нагрузки, темперамент, психолого-педагогическое сопровождение. Также можно отменить пол, возраст, национальность и т. д.
Первая трудность нехватка опытных специалистов. Как причина конфликтов и педагогической деформации, что затрудняет развитие межличностных отношений и работе в целом. Все же в последние годы широко стали использовать, программы расширения знаний по средствам дополнительной учебы, перепрофилирование, специально разработанные программы. Обязательность профильного образования введена не так давно, но данная стратегия благополучно стала использоваться для улучшения качества знаний специалистов.
Вторая проблема кроется в нехватке психологического сопровождения подростков, педагогов в процессе обучения и занятиями физической культурой. В школе один педагог-психолог не может вместить весь объем работы со всеми учениками школы согласно нормативным документам. Недостаточное внимание уделяется финансированию кадров педагогов-психологов, социальных педагогов.
Важнейшие психологические проблемы, решаемые психологами, это:
- Сложность методов и средств эффективной психологической подготовки учащихся в зависимости от специфики учебного процесса;
- Проблема психолого-педагогического обеспечения учебной деятельности.
В процессе работы, наблюдая можно отметить, что решение вышеперечисленных проблем сильно затруднено из-за неготовности преподавателей работать в команде с психологами и негативного отношения к психологии в целом. Нежелание прислушиваться, выполнять рекомендации по изменению учебного процесса о проблеме монотонности занятий. Всё затрудняет педагогическая деформация, встает необходимость профилактики профессиональной деформации личности педагога в этом случае рассматривать как ряд предупредительных мер (создание условий, ориентирована на выявление предпосылок трансформации преподавателей и стимулирование их к самостоятельному решению задач изменения.
Основные проблемы, с которыми обращаются обучающиеся:
- необходимость помощи;
- противостояние, конфликтные ситуации;
- соперничество, конкуренция;
- переживание, беспокойство разного характера;
- чрезмерное волнение, паника во время сдачи экзамена, а также переживание связанные с занятиями спортом или выступлением на школьных соревнованиях.
- переживание страха разных ситуации, боязливость, нерешительность, неуверенность (опасение случайной ошибки, боязнь падения, тревога не выполнить упражнения;
- слабое состояние готовности к экзаменам, (данное состояние позволяет максимально реализовать в заданный момент времени все имеющиеся у него возможности);
- психологическая работа с (раздражением, тоской, грустью, гневом, отчаянием, скукой, подавленностью, разочарованием и т. д.).
Обратить особое внимание стоит на характер общения, на его успешность, влияние темперамента участников на поведение. Из-за конкуренции в межличностных отношениях нередко возникают конфликты. Конкуренция в процессе занятий является борьбой по определённым законам. В тоже время воздействие во время конфликта могут быть беззаконными. В этом заключается проблема разрешения конфликтов.
Конфликты в школе в процессе обучения и занятиями физической культурой явление неизбежное. Поскольку конфликты – важная и в то же время неотъемлемая часть взаимоотношений, они постоянно становятся объектами различных исследований в коммуникативной сфере. Стало понятным, что конфликты во взаимоотношениях вполне нормальное явление, если не деструктивны.
Конфликт – это одна из важнейших сторон социального взаимодействия людей, приводящая к кризису – финалу противостояния. С греческого кризис - перевод «суд», «приговор», «переворот», происходит как над человеком или группой людей. Можно охарактеризовать конфликт, как этап взросления. От рождения и до смерти прохождения межличностных конфликтов и внутри личностных будут сопутствовать на протяжении всей жизни.
В межличностных отношениях мы можем выделить содержание, цели, ценности, организацию совместной деятельности. Также необходимо отметить, что они выступают основой формирования социально-психологического климата в классе.
Особенностью обучения школьников является непосредственный контакт друг с другом. И поэтому хотелось бы выделить основные черты школьной группы :
• учащиеся объединены общей целью: получение знаний в школе на всем протяжении обучения;
• школьная группа относится к формальной группе, так как они подчинены одной структуре - уставу школы, в котором учатся;
• у школьников есть определенные обязанности и права, определенно установленное время, в которое происходит их взаимодействие и общение;
• межличностные системы формируются спонтанно в силу внутренней обусловленности;
• во взаимоотношениях индивиды утверждают себя в группе, оценивают свои силы в сравнении с силами других членов класса, раскрывают свой потенциал, проявляют себя и определяют свою роль в группе;
• довольно высокая интенсивность общения;
• интерес и желание новых знаний;
• на положение школьника в системе внутригрупповых взаимоотношений влияют такие факторы, как внешний вид, высокие и низкие школьные показатели, уровень общительности, особенности темперамента, гормоны и т. п.
Нами установлено, что в школьной группе деловые отношения являются ведущими, но при этом они не подавляют личностных симпатий и привязанностей. В подростковых коллективах преобладают личностные связи, влияющие на деловые отношения. Поэтому не редки случаи, когда в коллективе возникают конфликты, т. е. столкновение целей, мотивов, взглядов, стремлений, норм поведения членов коллектива, протекающие в форме противоборства. В ходе исследования выявлено, что успех во взаимоотношении в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик» во многом предопределен работой и личностными качествами учителя, такими как доброжелательность, требовательность, заинтересованность в работе.
Учителю для управления долговременной психологической подготовкой учеников необходимо знание их индивидуальных особенностей, непосредственно влияющих на эффективность процесса обучения и воспитания.
В работе коллективом необходимо учитывать их индивидуальные психологические особенности. В целях повышения уровня общей психологической подготовленности в первую очередь следует использовать наиболее сильные стороны учеников.
Список литературы:
1. Бабушкин, Г. Д. Психология физического воспитания и спорта : учебник для бакалавров / Г. Д. Бабушкин, Б. П. Яковлев. — Саратов : Вузовское образование, 2023. — 846 c. — ISBN 978-5-4487-0913-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
2. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики : учебное пособие / Г. В. Бороздина. — 2-е изд. — Минск : Высшая школа, 2021. — 416 c. — ISBN 978-985-06-3313-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 160 с. – (Аналогия мысли). – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-534-06998-3
4. Буров, А. Э. Диагностика и оценка профессионально важных качеств в практике профессионально-прикладной физической культуры : практикум / А. Э. Буров, О. А. Ерохина. — Саратов : Вузовское образование, 2022. — 160 c. — ISBN 978-5-4487-0816-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
5. Иваницкий, М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии) : учебник для институтов физической культуры / М. Ф. Иваницкий ; под редакцией Б. А. Никитюка, А. А. Гладышевой, Ф. В. Судзиловского. — 16-е изд. — Москва : Издательство «Спорт», 2022. — 624 c. — ISBN 978-5-907225-77-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
6. Лях, В. И. Физическое воспитание в общеобразовательных школах Европы : монография / В. И. Лях. — Москва : Издательство «Спорт», 2022. — 444 c. — ISBN 978-5-907601-11-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
7. Макаренко, Антон Семенович. М 15 Книга для родителей / Антон Семенович Макаренко. – Москва : Издательство АСТ, 2023. – 512 с. – ( Эксклюзив: Русская классика). ISBN 978-5-17-153479-0
8. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая, спортивная. Возрастная С60 [Текст] : учебник. – 11-е издание. – М. : Спорт, 2023. -624 с. :ил. ISBN 978-5-907601-21-5