МАРИНА ВЕРЖБИЦКАЯ
Развитие метро-ритмического чувства как базовой музыкальной способности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Воспитывая всесторонне-развитых людей – физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. В программе «Мир открытий» Л. Г. Петерсон одна из образовательных задач образовательной области «Музыка» - содействовать развитию метро-ритмического чувства как базовой музыкальной способности.
Публикация «Развитие метро-ритмического чувства как базовой музыкальной способности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Метро. Все о метро для детей
- Общественный транспорт. Автобус
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Способность откликаться на звуки музыки – общечеловеческое свойство. Звучать и быть услышанным – общечеловеческая потребность и отказывать человеку в удовлетворении этой потребности негуманно. Психологи доказали: от природы каждый ребёнок имеет музыкальные задатки. Любого ребёнка стоит учить музыке. Ритмическое восприятие является одной из основ музыкального развития. А автор системы, которая получила название ритмическая гимнастика, Э. Жак-Далькроз считал, что «жизнь есть музыка с её животворящим ритмом».
Основная часть.
Что же такое ритм и чувство ритма?
Ритм – чередование различных длительностей звуков в музыке. Но понятие «ритми» присуще не только музыке. У природы много ритмов: зима-весна-лето-осень, утро-день-вечер-ночь. Попробуйте рассмотреть в деталях какой-либо орнамент, с которым мы постоянно встречаемся в быту (на салфетках, коврах, обоях, посуде). В каждом орнаменте отдельные его элементы повторяются, и повтор этот отличает одна способность – ритмичность. Организм человека тоже живё т в ритме: дыхание, кровообращение (пульс). А сбои в ритме приводят серьёзнейшим заболеваниям. Аритмия сердца – заболевание, когда сердце не может равномерно биться.
Некоординированность движений связана с нарушением мышечного ритма. Ребёнок с ритмическими нарушениями бывает не способен к восприятию, обучению. Словом, переоценить значение ритма в жизни человека нельзя.
Что же такое чувство ритма? Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является врождённым. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает.
Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования).
Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Существует взаимосвязь между ритмической способностью человека, высшей психической деятельностью и поведением. Как правило, понятие ритма связывается с представлениями о чередовании явлений во времени и пространстве.
Какова же природа ритма? Исследователи (К. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. «Нельзя воспитать ритм вообще. Музыкально –ритмическое чувство развивается только в процессе музыкально деятельности». (Теплов Б. Н. «Психология музыкальных способностей». М-Л., 1947) Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело. Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха и движения.
Хорошо, когда человек научается жить в ритме, управлять им. Ритм может успокоить, может возбудить, научить сосредоточению и расслаблению, способствовать снятию утомления, эмоциональной разрядке. Ритмические игры в группе отлично способствуют воспитанию у ребёнка таких качеств, как контактность, коммуникабельность, вырабатывают хорошую реакцию, внимание. Движение и танец помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.
Итак, грамотно занимаясь музыкально-ритмическими движениями, педагог решает следующие задачи:
1. Укрепление здоровья.
- спосорбствует развитию опорно-двигательного аппарата
- формирует правильную осанку
- содействует профилактике плоскостопия
- содействует функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма.
2. Развитие музыкальности
- развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание
- развитие музыкальных способностей
3. Развитие двигательных качеств и умений
- развитие ловкости, точности, координации движений
- развитие гибкости, пластичности
- развитие умения ориентироваться в пространстве
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений
- развитие навыков грациозности танцевальных движений
4. Развитие творческих способностей.
- потребности самовыражения в движении под музыку
- развитие творческого воображения и фантиазии
- развитие способности импровизации в движении
5. Развитие и тренировка психических процессов.
- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике
- тренировка подвижности нервных процессов
- развитие восприятия, внимания, памяти, воли, мышления
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным
- воспитание умения вести себя в группе во время движения
- формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Музыкально-дидактические игры.
Как же я знакомлю детей с ритмом. Конечно же с помощью игр: «Наши гости», «Паровозик», «Звучащее солнышко» и др. В старших группах к усложнённым вариантам перечисленных игр добавляются «Ритмические картинки», «Гусеница», «Весёлые ладошки», «Весёлые палочки». Уже в младшей группе я знакомлю детей с понятиями звук короткий и долгий. Но знакомство это основано на прототипах окружающей действительности – приём известный и получающий всё большее распространение в методике. Основные ритмические группы изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Это естественно для ребёнка, т. к. до определённого возраста понятия, например, такие как хорошо-плохо, сладко-горько, весело-грустно, большое-малое осознаются им одновременно в сопоставлении.
Категория длины и тем более деления длительности для ребёнка понятия условные, они формируются на более позднем этапе. «Образ» же ритмической группы и понятен и многовариантен, поэтому четверти и восьмые «переодеваются» в облики звериных мам и пап, их детей. Предметы так же могут быть «большими и маленькими». Это очень ценный и «живой» методический материал, который убирает на начальном этапе работы над развитием чувства ритма нейтральность записанных нотных знаков длительностей. К тому же, работая над ритмом в картинках, можно использовать звукоподражательные слоги, а не только ритмические.
Со средней группы мы переходим на чтение ритмическими слогами. Систему обучения музыке ритмическими слогами, создав «язык длительностей», привнёс Эмме Пари – известный французский учитель музыки и пения середины 19 века.
Простой счёт – «раз-и-два-и» никак не отражает ни эмоционального критерия музыкального ритма, ни ритмического рисунка по той простой причине, что счёт непонятен детям («не видна» временная разница длительностей, тогда как при чтении слогами ритм становится «зримым».
Ценность ритмических слогов состоит в том, что:
- любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;
- ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;
- с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;
- ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять;
- ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции – это всегда радость и удовольствие для детей.
Элементарное музицирование.
Детские музыкальные инструменты, как «орудия музыканта», не только очень привлекательны для детей, вызывают у них интерес и восторг, но их использование придаёт процессу ритмического воспитания необыкновенную педагогическую эффективность. Наличие в руках ребёнка даже самого простого инструмента, на котором он играет метрический пульс, сразу превращает малыша из слушателя в исполнителя. Он будет погружё н в процесс музицирования полностью: надо слушать, подстраиваться, играть вместе со всеми, корректировать исполнение, эмоционально переживать музыку. Все сенсорные, интеллектуальные и психические сферы ребёнка работают здесь совместно и поэтому дают высокий результат в его развитии.
Особое место в музицировании должны занять так называемые «телесные инструменты», которые получили также название «звучащие жесты» (термин Г. Кетман, сподвижницы К. Орфа). «Звучащие жесты» - это звуки человеческого тела, которое является первым и естественным музыкальным инструментом, таящим в себе богатство тембров. Традиционно «звучащих жестов» четыре: притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки. Излишне говорить о том, какое количество вариантов возникает в результате их комбинирования. Звучащие жесты позволяют организовать импровизированное музицирование в любых условиях, при отсутствии каких-либо инструментов: в семье, на отдыхе, в гостях. Это инструменты, которые всегда с собой.
Звучащие жесты являются не просто носителями определённых тембров, их использование вносит элемент движения в освоение детьми ритма. Учитывая телесно-ритмический характер звучащих жестов, можно говорить о них как о незаменимом средстве для развития метроритмического чувства детей. Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов обладает очень высокой эффективностью.
Детей младшего дошкольного возраста важно вовлечь в стихию музицирования с использованием музыкальных инструментов, звучащих жестов, импровизированного движения. Необходимо в игровой форме, легко и непринуждённо, заинтересовать их этой деятельностью. Используемые инструменты просты: это маленькие маракасы, шуршащие султанчики, бубенцы, бубны, колокольчики, барабаны.
Перед педагогом стоит важнейшая задача первичного развития чувства метра и ритма через использование детских музыкальных инструментов, звучащих жестов.
Детей среднего дошкольного возраста педагог подводит от свободного непроизвольного манипулирования к более осознанному вниманию и формированию способности детей к коллективным формам инструментального музицирования.
Начальные навыки игры метрического пульса всей группой на маракасах, деревянных палочках должны быть закреплены и сформированы как устойчивое слуховое представление, а также как определённого рода движение руками. Педагог постепенно формирует у детей стабильное чувство метра, умение его исполнить на разных инструментах и в звучащих жестах в музыке умеренного темпа. Отдельные короткие ритмы из четвертных и восьмых дети учатся повторять с речевой поддержкой.
Дети старшего дошкольного возраст (при условии планомерной работы педагога в предыдущие годы) могут: устойчиво играть метрический пульс на различных инструментах; исполнять в звучащих жестах и на инструментах в режиме «эхо» несложные ритмы с речевой поддержкой; участвовать в детском оркестре, использовать инструменты в двигательных формах; озвучить инструментами небольшую сказку.
Логоритмика.
Интересным методом в работе над ритмом может стать ритмизация стихов. Чаще всего для этого также используются «звучащие жесты». Для детей особая лёгкость работы с речевыми ритмами кроется в поддержке ритма артикуляционным движением. В качестве подкрепления действуют импульсы, идущие от речевой мускулатуры. Поддерживающую функцию в речевых упражнениях выполняет и сам текст, помогающий запомнить и удержать правильный ритм. Педагогу необходимо выбирать весёлые детские тексты небольшого объёма, которые могут на занятиях по-разному изменяться, озвучиваться и дополняться движением. Использование речевых упражнений, помимо чувства ритма, помогает формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребёнка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия. Эта форма работы доступна для всех детей. Детские стихи помогают развивать память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса.
Музыкально-ритмические движения.
В раздел музыкально-ритмических движений включено два вида движений. Первый вид – общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук, упражнения с предметами и др.) Но начинать нужно именно с марша. По мнению Ж. Далькроза «следует помнить, что ни в чё м: ни в осанке, ни в жесте, ни во взгляде, ни в выражении лица – не заключено столько элементов ритма, сколько имеется их в маршировке. Ведь стопа в момент прикосновения к земле неуклонно отмечает точку опоры для ритма (это совершенно совпадает с музыкальным делением времени). Не поэтому ли практически все музыкальные занятия начинаются именно со всевозможных маршевых упражнений.
Во второй раздел музыкально-ритмических движений включены традиционные: танцевальные шаги, которые используются в плясках, играх хороводах, сюжетных танцах и инновационные: игровая ритмика и танцевально-ритмическая гимнастика.
Игровая ритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно её структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности.
В младшем дошкольном возрасте в игровую ритмику включаются специальные упражнения для согласования движений с музыкой : хлопки в такт музыке, ходьба, сидя на стуле, акцентированная ходьба. В среднем возрасте к перечисленным упражнениям добавляются хлопки и притопы ногой на каждый счёт, через счёт, только на первый счёт, выполнение простейших движений руками в различном темпе. В старшем дошкольном возрасте игровая ритмика включает в себя: сочетание ходьбы на каждый счёт с хлопками через счёт и наоборот а также другие сочетания ритмического рисунка; дирижирование-тактирование на музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4; выполнение ходьбы, бега, движение туловищем в различном темпе.
Заключение.
Маленькие дети должны учиться легко. Опытный педагог понимает, что всегда лучше только заглянуть в новое, слегка прикоснуться, подняться вверх на «полкирпичика», чем вызвать неуверенность детей чрезмерно трудным заданием, потерять их внимание и интерес. Необходимо приспосабливать методику к детям, а не детей к методике. Тщательно продуманная работа педагога даё т детям уверенность в себе: «Я всё могу, у меня всё получается». С этой психологической ступеньки начинается путь в страну детского творчества, рождая атмосферу сотрудничества, когда педагог вместе с детьми, а не над ними.
Литература
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» //Научный руководитель Л. Г. Петерсон/ Под общ. ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.
2. Буренина А. И. Ритмическая мозайка: программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет. – СПб. : РЖ «Музыкальная палитра», 2012.
3. Тютюнникова Т. Э. БИМ! БАМ! БОМ! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками: методическое пособие. – СПб: РЖ «Музыкальная палитра», 2003.
4. Каплунова И. Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. – СПб. : «Невская нота».