Татьяна Заворотная
Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми-инвалидами
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики в коррекционно–логопедической работе с детьми инвалидами
В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относят-ся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым об-разовательным потребностям. К ним относят и дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, с дефектами пальцев рук и ног. Таким де-тям необходима специальная помощь для нормальной адаптации в среде сверстников. Большинство детей, имеющих стойкие функциональные нару-шения, это дети-инвалиды.
Публикация «Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми-инвалидами» размещена в разделах
Одним из направлений работы с такими детьми является социальная ре-абилитация, которая приобретает всё большее значение в современном об-ществе.
Главной задачей восстановления ребёнка, как равноправного члена со-циума, является выявление и изучение путей эффективного вхождения в окружающий мир ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, с учётом закономерностей развития его личности в условиях обучения, воспи-тания и специальным образом организованных социально-реабилитационных воздействий и отношений.
Основные цели и задачи социально-реабилитационного процесса:
— целенаправленно воспитывать ребенка-инвалида как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;
— вырабатывать у ребёнка систему потребностей и специальные каче-ства, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;
— опираясь на возрастные психологические особенности ребёнка, рас-крывающие структуру целостной личности ребёнка в её становлении и развитии, относиться к нему как к субъекту самопознания и самосовер-шенствования;
— разрабатывать методики и технологии воспитательного и образова-тельного процесса, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;
— совершенствовать систему комплексных воздействий на ребёнка, ко-торые, дополняя друг друга, могут оказать максимальное влияние на развитие его как личности.
Мою группу посещают один ребёнок с ДЦП и один ребёнок с синдромом Клиппель-Треноре левой нижней конечности (для этого заболевания харак-терно уменьшение в размерах правой верхней конечности и увеличение объёма левой нижней конечности).
Приоритетное место среди проблем развития занимает сенсомоторная сфера, поскольку она влияет на дальнейшее обучение детей. На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие – это естественный процесс, который осваивается на определённых этапах жизни самостоятель-но. Обычно так и происходит у детей без патологии в развитии. Но у детей с такими заболеваниями всё происходит иначе, поскольку общий настрой психики («Почему я не такой, как все?») и нарушения движения препятству-ют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружаю-щей среды. У Серёжи и Артемия (так зовут детей с проблемами развития) отмечались скованность, неполный объём движений, нарушение их произ-вольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной коор-динации. Слабое различение мышечных ощущений, неточность движения приводили к плохой координации. Дети быстро уставали, отмечалась пони-женная работоспособность, что в значительной мере связано с физиче-ским недоразвитием.
В своей работе с этими детьми я использую комплексы занятий, связан-ных с развитием мелкой моторики рук, поэтому основной целью мо-ей работы является стимулирование ручной деятельности для овладения предметными действиями, развития продуктивной деятельности, письма, речи.
Коррекция нарушений мелкой моторики
Виды упражнений
Релаксация:
1. расслабленными кистями рук производить движения, имитируя стря-хивание брызг с рук;
1. покачивание одновременно обеими руками у пола, имитация полос-кания белья;
2. хождение по кругу шатающейся, расслабленной походкой.
Массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук:
1. поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по паль-цам от кончиков к их основанию;
2. похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;
3. поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя);
4. похлопывание кистью ребёнка по руке педагога, по мягкой и жёсткой поверхности;
5. вращение пальцев (отдельно каждого);
6. круговые повороты кисти;
7. отведение-приведение кисти (вправо-влево);
8. движение супинации (поворот руки ладонью вверх) — пронации (ла-донью вниз, супинация кисти и предплечья облегчает раскрытие ла-дони и отведение большого пальца (игра «Покажи ладони», движения поворота ключа, выключателя);
9. поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху);
1. противопоставление большого пальца остальным (колечки из паль-цев);
1. противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук.
Упражнения на тренировку мелких движений пальцев рук:
1. на стимуляцию изолированных движений указательного пальца (надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук предметы, выключатели, клавиши фортепиано, пластилин; рисование фигур на песке, вращение диска телефона, нанесение отпечатков пальца на бумагу);
2. на противопоставления и отведения-приведения большого пальца (сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцами; раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой ре-зинки; рукопожатие, игры с маленькими куклами, надевающимися на пальцы);
3. на захват предметов двумя пальцами (собирание предметов различ-ной величины — сначала крупных, затем мелких; рисование каранда-шом, куском мела, удерживание чашки за ручку, выкладывание изоб-ражений из мелких предметов (фасоли, счётных палочек, кусочков пластилина).
Упражнения по выработке обобщенного зрителъно-двигательного образа предмета:
1. внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штрихование;
2. дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;
3. рисование по образцу;
4. плетение, шнуровка, нанизывание бусинок, завязывание узлов, банти-ков;
5. вышивание, вязание;
6. имитация жестом конкретных предметов, действий.
Упражнения по выработке мускульной памяти :
1. отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигура-ции, вращение между пальцами рук бруска, карандаша гладкого и ребристого, бобины с нитками;
2. нажимание кнопки пульверизатора;
3. выкладывание букв из счётных палочек и шнурка;
4. игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноимёнными пальцами обеих рук) и т. д.
Упражнения для развития тактильной чувствительности:
1. выложить с помощью мелких предметов (рис, горох, фасоль, спички) узор по пластилину, нанесённому тонким слоем на фанеру;
2. выполнить мозаику из пластилиновых шариков;
3. вылепить геометрические фигуры, цифры, буквы;
4. определить с закрытыми глазами, к каким пальцам его рук притраги-вается педагог (педагог в произвольном порядке касается пальцев ре-бёнка, а он должен при этом говорить их название);
5. с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);
6. с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;
7. закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой;
8. с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написан-ные» на его правой и левой руках педагогом;
9. поиграть руками в сухом пальчиковом бассейне из гороха, фасоли.
Упражнения на тренировку движений кистей рук и развитие графо-моторных навыков (приведения и отведения кистей) :
1. зарисовка по точкам;
2. самостоятельная зарисовка фигур, состоящих из прямых линий;
3. письмо прямых палочек;
4. обводка и штриховка фигур косыми линиями;
5. заштриховывание фигуры вертикальными и горизонтальными линия-ми;
6. письмо наклонных линий;
7. зарисовка фигур, состоящих из прямых и наклонных линий:
8. зарисовка наиболее сложных фигур, включающих круги и овалы;
9. написание палочек с петлёй;
10. заштриховывание фигур короткими линиями и точками;
11. закрашивание рисунков;
12. стирание горизонтальных линий ластиком;
13. вырезание по контуру из листа, сложенного вдвое;
14. рисование по клеточкам;
15. рисование на основе геометрических фигур.
Пассивная гимнастика – массаж пальцев рук. Приё мы массажа: погла-живание, лёгкое растирание и вибрация.
Тренировать пальцы рук ребёнка можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод – массаж (поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью). Можно использовать и простейшие упраж-нения: брать каждый пальчик ребёнка цельно, сгибать и разгибать его. Упражнение обеих рук следует проводить 2-3 минуты ежедневно.
Массаж не должен вызывать у ребёнка неприятных ощущений. Целе-сообразно использовать следующие приё мы массажа: поглаживание, лёг-кое растирание и вибрацию. Массажные движения выполняются в направ-лении от кончиков пальцев до запястья.
Активная гимнастика - игры для развития мелкой моторики рук ре-бёнка, развития тактильной чувствительности, осязания, подвижности паль-чиков. Это всем известные конструкторы, шнуровки, пазлы, разноцветные прищепки, мозаика, счётные палочки.
Пальчиковая и сопряжённая гимнастика – движения рук и пальцев, со-провождаемые короткими стихами. Движения рук и пальцев, сопровожда-емые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. В ре-зультате выполнения пальчиковой гимнастики кисти рук и пальцы при-обретают силу, хорошую подвижность и гибкость, развиваются воображе-ние и фантазия. Овладев упражнениями пальчиковой гимнастики, ребё-нок сможет «рассказать» руками целые истории.
Практические материалы:
1. Картотеки пальчиковых гимнастик;
2. Картотеки пальчиковых игр;
3. Развивающая игра «Фигурки из палочек»;
4. Игра «Мозаика»;
5. Игры с прищепками;
6. Игры с крупами;
7. Игра «Нарисуй по точкам»;
8. Игра «Дорисуй узор»;
9. Игры с трафаретами и шаблонами;
10. Игра «Тренируем пальчики – развиваем речь»;
11. Игры и упражнения для развития мелкой моторики;
12. Игры «Готовим руку к письму. Развиваем мелкую моторику»;
13. Игра «Нарисуй по клеткам»;
14. Игра «Шнуровка»;
15. Игра «Весёлые точки. Готовим руку к письму»;
16. Игра «Шагаем пальчиками».
В своей работе с родителями я использую консультации с мастер-классами, в которых наглядно показываю материал, рассказываю, с каки-ми предметами можно в домашней обстановке играть с детьми и развивать мелкую моторику рук. Это шишки, горох, фасоль – всё это можно предста-вить в виде игры: предложить сделать красивую коробочку, насыпать в неё горох и положить конфетку, а ребё нку дать задание: найти в коробочке сюр-приз! Вот так можно заинтересовать ребёнка и, конечно, найти ему занятие.
Предлагаю родителям пальчиковые игры, которыми можно занять ре-бёнка дома, дав ему прищепки (пусть прицепляет их куда угодно, счётные палочки (строит домик, круглые расчёски крутит своими ручками). Были показаны упражнения для ног: сомни бумагу пальчиками ножек, собери платочек ножками. Все эти упражнения доступны, и их можно выполнять дома всем вместе.
Напутствие
В заключение хочется призвать нас, взрослых, больше доверять нашим детям, особенно тем детям, которые не такие, как все. Не торопиться де-лать что-то за них или активно помогать в выполнении тех или иных дей-ствий. Если у ребёнка что-то не получается, остановиться и подумать, верно ли выбран материал, хорошо ли объяснено задание. С целью развития мел-кой моторики желательно предлагать такие материалы и игровые задания, с которыми ребёнок справится самостоятельно или с небольшой помощью. Взрослый может показать, присоединиться, немного помочь, чуть-чуть по-править, но не более того,
Это крайне важно, поскольку в ходе игры мелкая моторика должна раз-виться не у взрослого, а у ребенка, с которым он играет.
Совместная игра всегда должна быть интересной и увлекательной, от-крывающей для детей внешний и внутренний мир, их собственные возмож-ности и нашу искреннюю заинтересованность в их успехе. Сделать игру та-кой, наполняя её смысловыми комментариями, щедро делясь своей эмо-циональной поддержкой – нам с вами под силу. Будем играть с детьми со смыслом и в удовольствие!
Радости нам всем и добрых открытий в совместных играх по развитию мелкой моторики ребёнка!
Спасибо за внимание!