Получи документы

Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми-инвалидами

Татьяна Заворотная
Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми-инвалидами
▼ Скачать

Развитие мелкой моторики в коррекционно–логопедической работе с детьми инвалидами

В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относят-ся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым об-разовательным потребностям. К ним относят и дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, с дефектами пальцев рук и ног. Таким де-тям необходима специальная помощь для нормальной адаптации в среде сверстников. Большинство детей, имеющих стойкие функциональные нару-шения, это дети-инвалиды.

Публикация «Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми-инвалидами» размещена в разделах

Одним из направлений работы с такими детьми является социальная ре-абилитация, которая приобретает всё большее значение в современном об-ществе.

Главной задачей восстановления ребёнка, как равноправного члена со-циума, является выявление и изучение путей эффективного вхождения в окружающий мир ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, с учётом закономерностей развития его личности в условиях обучения, воспи-тания и специальным образом организованных социально-реабилитационных воздействий и отношений.

Основные цели и задачи социально-реабилитационного процесса:

— целенаправленно воспитывать ребенка-инвалида как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;

— вырабатывать у ребёнка систему потребностей и специальные каче-ства, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;

— опираясь на возрастные психологические особенности ребёнка, рас-крывающие структуру целостной личности ребёнка в её становлении и развитии, относиться к нему как к субъекту самопознания и самосовер-шенствования;

— разрабатывать методики и технологии воспитательного и образова-тельного процесса, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;

— совершенствовать систему комплексных воздействий на ребёнка, ко-торые, дополняя друг друга, могут оказать максимальное влияние на развитие его как личности.

Мою группу посещают один ребёнок с ДЦП и один ребёнок с синдромом Клиппель-Треноре левой нижней конечности (для этого заболевания харак-терно уменьшение в размерах правой верхней конечности и увеличение объёма левой нижней конечности).

Приоритетное место среди проблем развития занимает сенсомоторная сфера, поскольку она влияет на дальнейшее обучение детей. На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие – это естественный процесс, который осваивается на определённых этапах жизни самостоятель-но. Обычно так и происходит у детей без патологии в развитии. Но у детей с такими заболеваниями всё происходит иначе, поскольку общий настрой психики («Почему я не такой, как все?») и нарушения движения препятству-ют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружаю-щей среды. У Серёжи и Артемия (так зовут детей с проблемами развития) отмечались скованность, неполный объём движений, нарушение их произ-вольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной коор-динации. Слабое различение мышечных ощущений, неточность движения приводили к плохой координации. Дети быстро уставали, отмечалась пони-женная работоспособность, что в значительной мере связано с физиче-ским недоразвитием.

В своей работе с этими детьми я использую комплексы занятий, связан-ных с развитием мелкой моторики рук, поэтому основной целью мо-ей работы является стимулирование ручной деятельности для овладения предметными действиями, развития продуктивной деятельности, письма, речи.

Коррекция нарушений мелкой моторики

Виды упражнений

Релаксация:

1. расслабленными кистями рук производить движения, имитируя стря-хивание брызг с рук;

1. покачивание одновременно обеими руками у пола, имитация полос-кания белья;

2. хождение по кругу шатающейся, расслабленной походкой.

Массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук:

1. поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по паль-цам от кончиков к их основанию;

2. похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;

3. поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя);

4. похлопывание кистью ребёнка по руке педагога, по мягкой и жёсткой поверхности;

5. вращение пальцев (отдельно каждого);

6. круговые повороты кисти;

7. отведение-приведение кисти (вправо-влево);

8. движение супинации (поворот руки ладонью вверх) — пронации (ла-донью вниз, супинация кисти и предплечья облегчает раскрытие ла-дони и отведение большого пальца (игра «Покажи ладони», движения поворота ключа, выключателя);

9. поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху);

1. противопоставление большого пальца остальным (колечки из паль-цев);

1. противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук.

Упражнения на тренировку мелких движений пальцев рук:

1. на стимуляцию изолированных движений указательного пальца (надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук предметы, выключатели, клавиши фортепиано, пластилин; рисование фигур на песке, вращение диска телефона, нанесение отпечатков пальца на бумагу);

2. на противопоставления и отведения-приведения большого пальца (сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцами; раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой ре-зинки; рукопожатие, игры с маленькими куклами, надевающимися на пальцы);

3. на захват предметов двумя пальцами (собирание предметов различ-ной величины — сначала крупных, затем мелких; рисование каранда-шом, куском мела, удерживание чашки за ручку, выкладывание изоб-ражений из мелких предметов (фасоли, счётных палочек, кусочков пластилина).

Упражнения по выработке обобщенного зрителъно-двигательного образа предмета:

1. внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штрихование;

2. дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;

3. рисование по образцу;

4. плетение, шнуровка, нанизывание бусинок, завязывание узлов, банти-ков;

5. вышивание, вязание;

6. имитация жестом конкретных предметов, действий.

Упражнения по выработке мускульной памяти :

1. отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигура-ции, вращение между пальцами рук бруска, карандаша гладкого и ребристого, бобины с нитками;

2. нажимание кнопки пульверизатора;

3. выкладывание букв из счётных палочек и шнурка;

4. игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноимёнными пальцами обеих рук) и т. д.

Упражнения для развития тактильной чувствительности:

1. выложить с помощью мелких предметов (рис, горох, фасоль, спички) узор по пластилину, нанесённому тонким слоем на фанеру;

2. выполнить мозаику из пластилиновых шариков;

3. вылепить геометрические фигуры, цифры, буквы;

4. определить с закрытыми глазами, к каким пальцам его рук притраги-вается педагог (педагог в произвольном порядке касается пальцев ре-бёнка, а он должен при этом говорить их название);

5. с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);

6. с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;

7. закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой;

8. с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написан-ные» на его правой и левой руках педагогом;

9. поиграть руками в сухом пальчиковом бассейне из гороха, фасоли.

Упражнения на тренировку движений кистей рук и развитие графо-моторных навыков (приведения и отведения кистей) :

1. зарисовка по точкам;

2. самостоятельная зарисовка фигур, состоящих из прямых линий;

3. письмо прямых палочек;

4. обводка и штриховка фигур косыми линиями;

5. заштриховывание фигуры вертикальными и горизонтальными линия-ми;

6. письмо наклонных линий;

7. зарисовка фигур, состоящих из прямых и наклонных линий:

8. зарисовка наиболее сложных фигур, включающих круги и овалы;

9. написание палочек с петлёй;

10. заштриховывание фигур короткими линиями и точками;

11. закрашивание рисунков;

12. стирание горизонтальных линий ластиком;

13. вырезание по контуру из листа, сложенного вдвое;

14. рисование по клеточкам;

15. рисование на основе геометрических фигур.

Пассивная гимнастика – массаж пальцев рук. Приё мы массажа: погла-живание, лёгкое растирание и вибрация.

Тренировать пальцы рук ребёнка можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод – массаж (поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью). Можно использовать и простейшие упраж-нения: брать каждый пальчик ребёнка цельно, сгибать и разгибать его. Упражнение обеих рук следует проводить 2-3 минуты ежедневно.

Массаж не должен вызывать у ребёнка неприятных ощущений. Целе-сообразно использовать следующие приё мы массажа: поглаживание, лёг-кое растирание и вибрацию. Массажные движения выполняются в направ-лении от кончиков пальцев до запястья.

Активная гимнастика - игры для развития мелкой моторики рук ре-бёнка, развития тактильной чувствительности, осязания, подвижности паль-чиков. Это всем известные конструкторы, шнуровки, пазлы, разноцветные прищепки, мозаика, счётные палочки.

Пальчиковая и сопряжённая гимнастика – движения рук и пальцев, со-провождаемые короткими стихами. Движения рук и пальцев, сопровожда-емые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. В ре-зультате выполнения пальчиковой гимнастики кисти рук и пальцы при-обретают силу, хорошую подвижность и гибкость, развиваются воображе-ние и фантазия. Овладев упражнениями пальчиковой гимнастики, ребё-нок сможет «рассказать» руками целые истории.

Практические материалы:

1. Картотеки пальчиковых гимнастик;

2. Картотеки пальчиковых игр;

3. Развивающая игра «Фигурки из палочек»;

4. Игра «Мозаика»;

5. Игры с прищепками;

6. Игры с крупами;

7. Игра «Нарисуй по точкам»;

8. Игра «Дорисуй узор»;

9. Игры с трафаретами и шаблонами;

10. Игра «Тренируем пальчики – развиваем речь»;

11. Игры и упражнения для развития мелкой моторики;

12. Игры «Готовим руку к письму. Развиваем мелкую моторику»;

13. Игра «Нарисуй по клеткам»;

14. Игра «Шнуровка»;

15. Игра «Весёлые точки. Готовим руку к письму»;

16. Игра «Шагаем пальчиками».

В своей работе с родителями я использую консультации с мастер-классами, в которых наглядно показываю материал, рассказываю, с каки-ми предметами можно в домашней обстановке играть с детьми и развивать мелкую моторику рук. Это шишки, горох, фасоль – всё это можно предста-вить в виде игры: предложить сделать красивую коробочку, насыпать в неё горох и положить конфетку, а ребё нку дать задание: найти в коробочке сюр-приз! Вот так можно заинтересовать ребёнка и, конечно, найти ему занятие.

Предлагаю родителям пальчиковые игры, которыми можно занять ре-бёнка дома, дав ему прищепки (пусть прицепляет их куда угодно, счётные палочки (строит домик, круглые расчёски крутит своими ручками). Были показаны упражнения для ног: сомни бумагу пальчиками ножек, собери платочек ножками. Все эти упражнения доступны, и их можно выполнять дома всем вместе.

Напутствие

В заключение хочется призвать нас, взрослых, больше доверять нашим детям, особенно тем детям, которые не такие, как все. Не торопиться де-лать что-то за них или активно помогать в выполнении тех или иных дей-ствий. Если у ребёнка что-то не получается, остановиться и подумать, верно ли выбран материал, хорошо ли объяснено задание. С целью развития мел-кой моторики желательно предлагать такие материалы и игровые задания, с которыми ребёнок справится самостоятельно или с небольшой помощью. Взрослый может показать, присоединиться, немного помочь, чуть-чуть по-править, но не более того,

Это крайне важно, поскольку в ходе игры мелкая моторика должна раз-виться не у взрослого, а у ребенка, с которым он играет.

Совместная игра всегда должна быть интересной и увлекательной, от-крывающей для детей внешний и внутренний мир, их собственные возмож-ности и нашу искреннюю заинтересованность в их успехе. Сделать игру та-кой, наполняя её смысловыми комментариями, щедро делясь своей эмо-циональной поддержкой – нам с вами под силу. Будем играть с детьми со смыслом и в удовольствие!

Радости нам всем и добрых открытий в совместных играх по развитию мелкой моторики ребёнка!

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работеРазвитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работе Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий Введение В соответствии с федеральными государственными образовательными.

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики» Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА И ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ — это инсценировка каких-либо.

Игры на развитие мелкой моторикиИгры на развитие мелкой моторики «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Развивать мелкую моторику малыша - это очень полезно! Развитие мелкой моторики.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Мастер-класс для младших школьников с ОВЗ «Развитие мелкой моторики рук при работе с разноцветными нитями»Мастер-класс для младших школьников с ОВЗ «Развитие мелкой моторики рук при работе с разноцветными нитями» Мастер-класс для детей с ОВЗ «Развитие мелкой моторики рук при работе с разноцветными нитями».Цель. Развитие речи у детей с ОВЗ с помощью.

Развитие мелкой моторики рукРазвитие мелкой моторики рук Это моя доченька Златушка. Хочу представить вашему вниманию несколько снимков как мы дома с ней занимаемся. Папа сделал из старой фанеры.

Развитие мелкой моторики рук Хочу поделится с вами своим пополнением предметно-пространственной развивающей среды играми развивающими мелкую моторику рук. Перспективное.

Развитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаикаРазвитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаика Автор: Карцева Екатерина Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Колосок» Цель: дать теоретическое обоснование.

Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами. Конспект занятия «Волшебные капельки»Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами. Конспект занятия «Волшебные капельки» Тема: Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами «Волшебные капельки» Аннотация Рисование на воде – это очень бережный и безопасный метод.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми-инвалидами
Опубликовано: 31 января 2023 в 09:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми-инвалидами» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Заворотная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД