Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами нейроигр

Cветлана Луданная
Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами нейроигр

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами нейроигр.

В последние годы значительно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих проблемы с общей и мелкой моторикой, координацией движений, со сниженной функцией внимания и памяти. Перед педагогами все чаще встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с дошкольниками.

Нейропсихологический подход является одним из современных и эффективных методов. Специальные игры помогают улучшить физические и психомоторные качества: добавить силы мышцам, улучшить общую работоспособность, выработать быстроту и точность движений, сделать суставы подвижнее, способствовать координации движений. Нейроигры способствуют развитию психических функций: внимания, межполушарного взаимодействия, мелкой моторики [2].

Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками – Т. В. Ахутиной, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой и др.

Нейропсихологическая коррекция предполагает включение различных видов упражнений:

1. Растяжка: (нормализует гипертонус и гипотонус мышц опорнодвигательного аппарата).

2. Дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность).

3. Глазодвигательные упражнения – (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма).

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук – (стимулируют речевые зоны головного мозга).

5. Массаж (воздействует на биологически активные точки).

6. Упражнения на релаксацию (способствуют расслаблению, снятию напряжения) [1].

Работая с детьми с ОВЗ, мы используем различные здоровьесберегающие технологии. Одной из технологий является нейродинамические игры. То есть игры, направленные на стимуляцию мозжечка и смежных с ним областей мозга, а также развитие межполушарных связей. Выполняя нейродинамические упражнения, мозг постоянно вынужден интегрировать двигательные и сенсорные функции, а также функции моторного планирования. Таким образом, количество нейронных связей увеличивается, а передача информации из одного участка мозга в другой улучшается и ускоряется, также уменьшается время перевода любых умений в навыки [3]. Всё перечисленное значительно повышает эффективность процесса обучения и улучшает результаты коррекционной работы.

Остановимся на нейроиграх, которые мы используем в работе с детьми с ОВЗ, для развития мелкой моторики.

Например, нейроигра «Межполушарное рисование», предполагает, что детям с ОВЗ необходимо обвести один и тот же предмет одновременно двумя руками.

Игра «Почеши мне спинку». Один ребенок берет карточку и «рисует» пальцем на спине другого букву или цифру, которая изображена на карточке. Другой ребенок отгадывает, что же было изображено у него на спине. В данную игру дети играют с большим интересом не только на индивидуальных занятиях, но и в группе с большим количеством детей.

Нейрогимнастика «Цветные дорожки»: симметричные и несимметричные пары». Перед ребенком таблица разноцветных кругов. Ребенок «шагает» указательными пальцами правой и левой руки одновременно по заданному педагогом цвету (рис. 1).

Рис. 1. Нейрогимнастика «Цветные дорожки»: симметричные и несимметричные пары»

Нейроигра «Дорожка, предмет, жест». Выполняем действия по дорожкам двумя руками одновременно, называем предмет, обводим его, выполняем упражнения из пальцев рук (рис. 2).

Рис. 2. Нейроигра «Дорожка, предмет, жест»

«Нейрозарядка»: выполнять движения поочередно по показу или сигналу, постепенно увеличивая темп и количество упражнений (от 4х рядов по 2 действия до 8-ми рядов по 6 действий) (рис. 3).

Рис. 3. «Нейрозарядка»

Нейротренажер «Хлоп-хлоп». Одной рукой веди по буквам, другой рукой хлопай по ладошкам. Если линия (точка, по которой ты ведешь пальчиком красного цвета, то другой рукой хлопай по красной ладошке. Если линия (точка, по которой ты ведешь пальчиком жёлтого цвета, то другой рукой хлопай по желтой ладошке и т. п. Старайся работать двумя руками одновременно (рис. 4).

Рис. 4. Нейротренажер «Хлоп-хлоп»

Таким образом, эффективность нейроигр в работе с детьми с ОВЗ доказана наукой и практикой. Нейроигры в работе с детьми дошкольного возраста будут полезны всем детям, развитие которых соответствует возрастной норме, а также могут использоваться как психопрофилактическая работа по сопровождению детей с ОВЗ, при проведении логопедических, психокоррекционных, общеразвивающих занятий. Такие игры позволяют ребенку стать более внимательным, собранным, спокойным, активизируют мыслительные процессы, благотворно влияют на физическое и эмоциональное здоровье ребенка.

Все вышесказанное можно обобщить словами известного ученого физиолога И. П. Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Библиографический список

1. Акатова Э. В. Нейродинамические упражнения в работе с детьми, имеющими ОВЗ / Э. В. Акатова, Н. Г. Кан, С. Н. Попова // Молодой ученый. 2021. № 24 (366). С. 320-323.

2. Ибрагимова Г. Р. Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Г. Р. Ибрагимова, Л. Ж. Мартемьянова // Молодой ученый. 2020. № 15 (305). С. 44-46.

3. Смирнова Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья// Теория и практика современной науки. 2016. № 1(7). С. 328-332.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей» Фотоотчет развитие мелкой моторики у детей. Елена Владимирова. Зачем нужно развивать моторику? Дело в том, что развитие мелкой моторики.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей» Около ста лет назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи, и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет» Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами нейроигр
Опубликовано: 26 августа 2024 в 00:14
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами нейроигр» (включая файлы) размещена пользователем Cветлана Луданная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтера. Передвижка «Профессия шахтер»

Свой профессиональный праздник шахтеры отмечают в последнее воскресенье августа. В 2024 году День шахтера приходится на 25 августа.

22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

22 августа мы празднуем День Государственного флага Российской Федерации. Праздник учрежден в 1994 году, когда бело-сине-красный флаг был возрожден в качестве национального триколора.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД