Cветлана Луданная
Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами нейроигр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами нейроигр.
В последние годы значительно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих проблемы с общей и мелкой моторикой, координацией движений, со сниженной функцией внимания и памяти. Перед педагогами все чаще встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с дошкольниками.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами нейроигр» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Нейропсихологический подход является одним из современных и эффективных методов. Специальные игры помогают улучшить физические и психомоторные качества : добавить силы мышцам, улучшить общую работоспособность, выработать быстроту и точность движений, сделать суставы подвижнее, способствовать координации движений. Нейроигры способствуют развитию психических функций : внимания, межполушарного взаимодействия, мелкой моторики [2].
Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками – Т. В. Ахутиной, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой и др.
Нейропсихологическая коррекция предполагает включение различных видов упражнений:
1. Растяжка: (нормализует гипертонус и гипотонус мышц опорнодвигательного аппарата).
2. Дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность).
3. Глазодвигательные упражнения – (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма).
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук – (стимулируют речевые зоны головного мозга).
5. Массаж (воздействует на биологически активные точки).
6. Упражнения на релаксацию (способствуют расслаблению, снятию напряжения) [1].
Работая с детьми с ОВЗ, мы используем различные здоровьесберегающие технологии. Одной из технологий является нейродинамические игры. То есть игры, направленные на стимуляцию мозжечка и смежных с ним областей мозга, а также развитие межполушарных связей. Выполняя нейродинамические упражнения, мозг постоянно вынужден интегрировать двигательные и сенсорные функции, а также функции моторного планирования. Таким образом, количество нейронных связей увеличивается, а передача информации из одного участка мозга в другой улучшается и ускоряется, также уменьшается время перевода любых умений в навыки [3]. Всё перечисленное значительно повышает эффективность процесса обучения и улучшает результаты коррекционной работы.
Остановимся на нейроиграх, которые мы используем в работе с детьми с ОВЗ, для развития мелкой моторики.
Например, нейроигра «Межполушарное рисование», предполагает, что детям с ОВЗ необходимо обвести один и тот же предмет одновременно двумя руками.
Игра «Почеши мне спинку». Один ребенок берет карточку и «рисует» пальцем на спине другого букву или цифру, которая изображена на карточке. Другой ребенок отгадывает, что же было изображено у него на спине. В данную игру дети играют с большим интересом не только на индивидуальных занятиях, но и в группе с большим количеством детей.
Нейрогимнастика «Цветные дорожки» : симметричные и несимметричные пары». Перед ребенком таблица разноцветных кругов. Ребенок «шагает» указательными пальцами правой и левой руки одновременно по заданному педагогом цвету (рис. 1).
Рис. 1. Нейрогимнастика «Цветные дорожки» : симметричные и несимметричные пары»
Нейроигра «Дорожка, предмет, жест». Выполняем действия по дорожкам двумя руками одновременно, называем предмет, обводим его, выполняем упражнения из пальцев рук (рис. 2).
Рис. 2. Нейроигра «Дорожка, предмет, жест»
«Нейрозарядка» : выполнять движения поочередно по показу или сигналу, постепенно увеличивая темп и количество упражнений (от 4х рядов по 2 действия до 8-ми рядов по 6 действий) (рис. 3).
Рис. 3. «Нейрозарядка»
Нейротренажер «Хлоп-хлоп». Одной рукой веди по буквам, другой рукой хлопай по ладошкам. Если линия (точка, по которой ты ведешь пальчиком красного цвета, то другой рукой хлопай по красной ладошке. Если линия (точка, по которой ты ведешь пальчиком жёлтого цвета, то другой рукой хлопай по желтой ладошке и т. п. Старайся работать двумя руками одновременно (рис. 4).
Рис. 4. Нейротренажер «Хлоп-хлоп»
Таким образом, эффективность нейроигр в работе с детьми с ОВЗ доказана наукой и практикой. Нейроигры в работе с детьми дошкольного возраста будут полезны всем детям, развитие которых соответствует возрастной норме, а также могут использоваться как психопрофилактическая работа по сопровождению детей с ОВЗ, при проведении логопедических, психокоррекционных, общеразвивающих занятий. Такие игры позволяют ребенку стать более внимательным, собранным, спокойным, активизируют мыслительные процессы, благотворно влияют на физическое и эмоциональное здоровье ребенка.
Все вышесказанное можно обобщить словами известного ученого физиолога И. П. Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Библиографический список
1. Акатова Э. В. Нейродинамические упражнения в работе с детьми, имеющими ОВЗ / Э. В. Акатова, Н. Г. Кан, С. Н. Попова // Молодой ученый. 2021. № 24 (366). С. 320-323.
2. Ибрагимова Г. Р. Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Г. Р. Ибрагимова, Л. Ж. Мартемьянова // Молодой ученый. 2020. № 15 (305). С. 44-46.
3. Смирнова Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья// Теория и практика современной науки. 2016. № 1(7). С. 328-332.