МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения с помощью тактильных игр

Вероника Иосифовна Баркару
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения с помощью тактильных игр
▼ Скачать + Заказать документы

Ранний возраст – это важнейший период в жизни маленького человека, ведь до трехлетнего возраста закладывается основа, своеобразный фундамент для его дальнейшего развития. То есть чем грамотнее, качественнее и надёжнее выстроить этот фундамент, тем легче в дальнейшем будет развиваться ребёнок в разнообразных жизненных сферах.

В статье показаны возможности организации специальных занятий в ясельной группе дошкольного образовательного учреждения с целью повышения уровня развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

Ключевые слова: дети раннего возраста; дошкольные образовательные учреждения; ясельная группа; тактильные игры; мелкая моторика.

Темочки:

Early age is the most important period in the life of a small person, because before the age of three, the foundation is laid, a kind of foundation for his further development. That is, the more competent, better and more reliable this foundation is built, the easier it will be for the child to develop in various areas of life in the future.

The article shows the possibilities of organizing special classes in the nursery group of a preschool educational institution in order to increase the level of development of fine motor skills in young children.

Key words: young children; preschool educational institutions; nursery group; tactile games; fine motor skills.

Ранним возрастом в психолого-педагогической литературе принято считать период развития ребёнка от 1 года до 3 лет. Детям данного возраста свойственен стремительный темп физического и психического развития, что объясняется ускоренным формированием ряда органов и систем, особенно нервной системы [7,с. 28].

Поэтому главная цель воспитания в раннем возрасте - разностороннее, здоровое и гармоничное развитие ребёнка.

Необходимо отметить, что в рассматриваемый период развития дошкольника именно мелкая моторика зачастую наиболее правильно отражает его физическое и интеллектуальное развитие, так как речь ребенка данного возраста еще недостаточно развита. Мелкая моторика - это способность осуществлять небольшие и верные движения пальцами вследствие согласованных действий нервной, мышечной и костной систем организма. К подобным умениям зачастую применяют термин «ловкость» [8,с. 11]. Сфера мелкой моторики состоит из огромного числа самых разных движений. Примером самых простых из них служат элементарные жесты, такие, как захват игрушки, сложных – умения писать или рисовать.

Мелкая моторика имеет одну крайне важную особенность: она тесно связана с нервной системой, памятью, вниманием, восприятием и развитием речи детей. Поэтому понаблюдав, насколько ловко ребёнок раннего возраста умеет управлять своими пальчиками, можно понять и скорректировать основные моменты его дальнейшего развития.

В настоящее время наблюдается тенденция к возвращению в детские дошкольные учреждения ясельных групп, которые не так давно считались мало востребованными. Однако реалии современной жизни таковы, что у многих женщин, воспитывающих детей раннего возраста, возникает необходимость раньше выйти на работу. Ясли – это отличный вариант и для родителей с несколькими маленькими детьми, воспитывать которых одновременно иногда очень сложно. Существуют и другие ситуации, когда ясли становятся для родителей детей раннего возраста единственным вариантом.

Нельзя не отметить, что работа в ясельной группе требует от воспитателя колоссального терпения, любви к маленьким детям и способности добиться доверия и расположения малыша. Дети раннего возраста уже кое-что умеют, но продолжают активно осваивать окружающий мир, нуждаясь при этом в постоянной помощи и поддержке взрослого человека. Чтобы помочь малышу, очень важно создать в ясельных группах активную подготовительную среду, предлагая детям всевозможные

игры и упражнения, которые способствуют развитию мелкой моторики и совершенствованию двигательных навыков [10,с. 9].

Развитие мелкой моторики у малышей происходит постепенно и последовательно. Так, в отличие от действий с предметами в младенческом возрасте, ребёнок раннего возраста пытается использовать разные вещи в соответствии с их функциями, а приобретённый опыт он уже способен перенести на другие предметы, производя обобщение. Сначала действия малыша зачастую неловки и неумелы. Ведь, как и иные умения, моторные навыки формируются постепенно, и у каждого ребёнка их развитие идет своим темпом.

В год-полтора ребёнок, развивающийся нормально, может взять игрушку или другой предмет в руки, используя пальчики или всю ладошку; бросает и сталкивает их; умеет открывать и закрывать различные баночки или коробочки; пробует развернуть завернутый в упаковку предмет; рисует каракули и т. д. Если же ребёнок раннего возраста по различным причинам не освоил вышеназванные действия, ему необходимо помочь, уделяя при этом особое внимание развитию мелкой моторики на специальных занятиях.

Конечно, подобные занятия, организованные в дошкольном образовательном учреждении, должны проводиться в игровой форме с использованием специального оснащения. Эффективным будет занятие только тогда, когда ребёнок будет получать удовольствие от процесса, когда он заинтересован и увлечён. Любому малышу намного интереснее заниматься, когда вокруг много яркого и красочного игрового оборудования, а интересная игра – это самый мощный и действенный способ научить ребёнка чему-то новому и полезному.

Занятия в специально организованном кружке по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста должны быть направлены на формирование следующих навыков: координация движений и физическое воспитание, творческая деятельность, развитие воображения и речи, сенсорное развитие и корректировать при этом проблемы возрастного развития.

Одним из наиболее эффективных средств развития мелкой моторики у детей раннего возраста являются тактильные игры, которые направлены на восприятие ребёнком окружающего мира с помощью рецепторов кожи.

Тактильные игры помогают малышам научиться чувствовать свои пальцы и кисти и управлять ими; развивают координацию движений; формируют способность к ориентации в пространстве; способствуют развитию логического мышления и речи. Кроме того, тактильные игры имеют терапевтический эффект, успокаивают ребёнка и положительно влияют на его эмоциональное состояние [2,с. 31].

На занятиях по развитию мелкой моторики в ясельной группе можно использовать следующие тактильные игры.

«Сенсорные коробки». Для данной серии игр необходимы разнообразные ёмкости, в которые входит рука ребёнка. Это могут быть контейнеры, банки, коробки, ведёрки и т. д. В них насыпаются крупы, макароны, бусины, нарезанная бумага и другие мелкие предметы.

Малыши очень радуются, когда взрослые позволяют им копаться в них ручками, закапывать и откапывать там предметы побольше (разноцветные камешки, фигурки из киндер-сюрпризов и т. д., искать и доставать их, держа двумя пальчиками: указательным и большим. Далее игра усложняется: малыши получают две ёмкости и должны научиться пересыпать содержимое из одной в другую. Первые несколько раз это можно делать руками, а затем ребёнок осваивает данные действия с помощью ложки или стаканчика.

«Тактильный мешочек». Их заполняют разными на ощупь наполнителями. Играя с ними, можно искать и трогать пальчиками разные предметы (мягкие и твёрдые, большие и маленькие, пушистые и гладкие). Еще один вариант игры: нащупать предмет и угадать его.

«Рамки-застёжки Монтессори» сшиты из текстиля и предназначены для совершенствования навыков открывания/закрывания разнообразных застёжек. Чтобы открыть рамку, малыши должны справиться с застёгнутыми пуговицами, липучками, кнопками, шнуровками. Можно положить вовнутрь разные маленькие приятные сюрпризы: сладости, наклейки, небольшие игрушки и т. д. После того, как малыш получил сюрприз, он с помощью взрослого прячет подарок-сюрприз другому ребенку. А для этого необходимо закрыть рамку, застегнув всё те же липучки, пуговицы и кнопки.

«Пальчиковый бассейн». В большую ёмкость с низкими бортиками насыпается горох или фасоль (6 – 8 см, и в этом своеобразном «бассейне» проводится обычная пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста. Плюсом к обычной пользе от ее проведения идет активизация тактильных ощущений малышей.

Игрушки с тактильным наполнителем. Они мягкие и их можно обнимать, гладить, сжимать и прятать. Внутри подобных игрушек могут располагаться самые разнообразные наполнители.

Рельефные игрушки-пищалки. Их можно не только сжимать и гладить, но и наступать на них. При правильном нажатии слышится писк. Очень весело пищать игрушками по очереди, а потом выяснять, кто пищал громче всех!

«Кормим питомца». Специальные смешные и милые игрушки-шубки в виде животных надеваются на самые обычные пустые пластиковые бутылки. Чтобы покормить животное, нужно засунуть в бутылочное отверстие еду - специальные шарики. Питомец наедается только тогда, когда весь «корм» окажутся у него внутри!

Игры с тестом и пластилином. Эти пластичные материалы издавна используются для развития мелкой моторики детей. Но сейчас появились новые виды пластичных материалов, например, воздушный пластилин, который намного ярче и мягче обычного. Различные упражнения с таким пластилином, а также изготовление несложных поделок или рисование пластилином очень нравятся малышам и способствуют развитию ловкости маленьких пальчиков.

Игра – это верная дорога к познанию ребёнком окружающего мира. Именно в игре происходит знакомство с различными предметами и их свойствами, при этом малыши много экспериментируют, проявляют инициативу и творчество. Ну а к вышеназванным играм детей точно не придётся принуждать, они сами включатся в игровое занятие и с интересом выполнят интересные для данного возраста действия, в процессе чего и развивается мелкая моторика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Печатные издания

1. Анищенкова, Е. С. Пальчиковая гимнастика: Пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова. – М: АСТ, 2020.

2. Большакова, Е. С. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения / Е. С. Большакова. - М. : Сфера, 2018.

3. Гаврина, С. Е. Умные пальчики. Развиваем мелкую моторику / С. Е. Гаврина, С. В. Щербинина. – СПб: Питер, 2020.

4. Дудьев, В. П. Развитие моторики детей раннего возраста / В. П. Дудьев // Сиб. учитель. – 2015. – № 5. – С. 42-45.

5. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - СПб. : Детство-Пресс, 2019.

6. Сахарова, О. М. Лепка и аппликация для самых маленьких / О. М. Сахарова. – СПб. : Литера, 2010.

7. Хохрякова, Ю. М. Педагогика раннего возраста: Учебное пособие для среднего профессионального образования / Ю. М. Хохрякова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2023.

8. Янушко, Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей / Е. А. Янушко. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.

Электронные ресурсы

9. Нечаева, Т. В. Развитие мелкой моторики рук у детей / Т. В. Нечаева, А. Ж. Зарлык // https://interactive-plus.ru/ru/.

10. Шишкина, Е. В. Теоретические основы развития мелкой моторики детей раннего возраста // http: //interactive-plus.ru.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения с помощью тактильных игр
Опубликовано: 18 января 2025 в 19:40
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения с помощью тактильных игр» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Иосифовна Баркару (УИ 3146116) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду
22 января 2025 среда
ВСЕ нетрадиционные способы нарисовать зиму!
Треугольный день
День авиации войск ПВО России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД