Юлия Дорохина
Развитие мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов. Ответ ваш будет прост ДА или НЕТ.
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но всё-таки вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Чтоб дух выступления нам сохранить,
Вам нужно! в работе активными быть? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (нет)
Тогда прошу во всем помогать,
Публикация «Развитие мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Приветствие кончилось, можно начать.
Уважаемые коллеги, на этой позитивной ноте я хочу вам рассказать о своем опыте работы по Развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста. А начну я со слов советского педагога - новатора Василия Александровича Сухомлинского.
(2слайд) «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования
(3 слайд) В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум у ребёнка находится на кончиках его пальцев». Развитие мелкой моторики пальцев рук возможно только в игровой деятельности, так как игра ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В игре осознаются и закрепляются самые примитивные действия с предметами, без предметов.
(4слайд)Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
(5 слайд)Мелкую моторику рук развивают :
различные игры с пальцами, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под контролем взрослых);
игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,
насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ;
рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);
застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы.
(6 слайд) Свою работу организую через совместную и индивидуальную деятельность с детьми и с родителями.
Работу с детьми проводила по следующим направлениям:
• пальчиковые игры,
• игры с предметами,
• дидактические игры.
Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.
Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Пальчиковые игры провожу во время утреннего приема, после сна, как физ. минутки
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают дидактические игры и игры с предметами: пирамидки, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, бизиборт.
Работа с родителями.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Для того чтобы донести до родителей, что руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени, в начале года провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, предложила осуществлять работу в трех направлениях:
• специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
• обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
• формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей раннего возраста».
В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики : описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме. Например:
«Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка».
Итог.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада помогли добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.