Анна Волкова
Развитие мелкой моторики руки на логопедических занятиях как средство коррекции речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики руки на логопедических занятиях, как средство коррекции речи».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Развитие мелкой моторики руки на логопедических занятиях как средство коррекции речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Мелкая моторика
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Учёными было доказано, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. В связи с этим все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, то есть мелкую моторику.
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Развитие мелкой моторики пальцев рук благоприятно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. И поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются все психические процессы, а также обогащается словарный запас.
Работа над проблемой развития мелкой моторики старших дошкольников на логопедических занятиях будет оптимальна и эффективна, если проводится постоянно и последовательно. Расширить словарный запас, развивать память, внимание и другие психические процессы, научить детей правильно, связно и четко говорить, логически мыслить можно при помощи системности, последовательности логопедических занятий, а так же использования различных речевых заданий и упражнений с применением пальчиковых игр и упражнений. Они полезны всем детям, так как происходят положительные изменения в общении со сверстниками и взрослыми, улучшается координация движений кисти, ловкость, совершенствуется память, внимание, умение согласовывать движение и речь. Для развития мелкой моторики рук мною используются разнообразные приемы и методы работы, которые можно включить на разных этапах занятия, при изучении большинства тем, на разных этапах обучения:
- физкультминутки; - массаж кистей рук, Су-Джок терапия; - рисование по трафаретам, лепка, штриховка, аппликация, вырезание ножницами и т. д. ; - дидактические игры: мозаика, шнуровка, счетные палочки, камешки
Марблс, веселые прищепки, игры с крупами, скрепками, крышками и т. д.
- песочная терапия, игры с сухими бассейнами. -пальчиковые игры со стихами.
Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения с одного вида деятельности на другой, снятие нагрузки, повышения работоспособности. Физкультминутки проводятся традиционно в сочетании движений с речью. Проговаривание стихов одновременно с движением обладает многими преимуществами: речь ритмизируется движениями, делается более четкой, громкой, эмоциональной.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы пальчиковые игры, сопровождаемые чтением народных стихов -потешек. Использование пальчиковых игр показало, что самыми любимыми детскими упражнениями продолжают оставаться: игры-потешки «Семья»,
«Пошли пальчики гулять», «Засолка капусты», «Дружба» и другие. Эти игры создают благоприятный фон, позитивный настрой на дальнейшую работу, способствуют развитию речи, творческой деятельности. На логопедических занятиях для развития тонких движений пальцев дети раскладывают мелкие предметы, пуговицы, палочки по небольшим коробочкам или мешочкам. С удовольствием нанизывают колечки, пуговицы на тесьму.
Также на своих занятиях использую такую инновационную технологию, как Су-Джок терапия, которая очень нравиться детям и позволяет решать много задач.
Использование тренажеров Су-Джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений.
Система Су-Джок, созданная талантливым корейским врачом, профессором Пак Чже Ву, представляет собой уникальную по своей эффективности и простоте лечебную методику, доступную абсолютно любому человеку. Чтобы начать пользоваться Су-Джок терапией нет необходимости изучать сотни специализированных книг, посещать многочасовые лекции, учиться долгие годы. Любой человек, вне зависимости от базовой подготовки способен освоить Су-Джок терапию и использовать эти знания для помощи себе и близким. Приемы Су-Джок терапии используют с целью общего укрепления организма, в коррекционно-логопедической работе в качестве массажа при дизартрических расстройствах, при тактильной стимуляции в определенном ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, ребенок массирует мышцы рук. В каждом шарике есть эластичное кольцо, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо надевают на палец и проводят массаж до появления ощущения тепла. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за работу головного мозга человека. Главное правило в работе учителя-логопеда, применяющего Су-Джок терапию, не лечение, а коррегирование процессов речевой деятельности ребенка.
Координации движений пальцев рук способствуют и занятия со счетными палочками. Данные упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность, пространственную ориентацию. В своей работе мы используем цветные счетные палочки, а еще палочки, сделанные своими руками из природного материала. Дети с удовольствием собирают фигурки, как по образцу, так и по воображению.
Сложи фигуру из спичек. Только в эту игру в целях безопасности играйте только рядышком с ребёнком. Попробуйте сложить кораблик или какую другую фигуру. В этой игре у ребёнка будут развиваться и воображение, и творчество.
А если вы поставите условие, чтоб ребёнок повторил вашу фигуру, то развиваться будут и внимание, и память.
Игры – шнуровки. Игры-шнуровки развивают мелкую моторику, глазомер, усидчивость. Игры способствуют улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом. Как любое упражнение на развитие мелкой моторики, шнуровка активизирует развитие речи. Пуговицы, бусины, фигурки с перфорфцией идеально подойдут для шнуровки. В процессе игры ребенок освоит разные способы шнуровки просто стежки, стежки крест-накрест. Можно нанизывать предмет на шнурок и уже потом пришнуривать, завязывать бантики. Вторая часть работы – отшнуровать детали – не менее, если не более сложна, чем первая. Такие игры учат внимательности и аккуратности – у каждой детали есть свое место, в процессе ребенок обретет навыки конструирования, составления орнаментов, начнет с большой легкостью ориентироваться на плоскости.
Графические диктанты. Графические диктанты хорошо помогают планомерно подготовить ребенка и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Выполняя их, ребенок расширяет кругозор, увеличивает словарный запас, учится ориентироваться в тетради. Как работать с графическими диктантами?
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии. Графические диктанты могут быть дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, четкую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас. Задания подбираются по принципу «от простого к сложному». Для занятий необходима тетрадь в клеточку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Важно помнить, что занятия для ребенка - не экзамен, а игра. Результат работы всегда должен радовать ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеточкам.
Трафареты. «Обведи по контуру» : обводить трафареты, изображающие различные предметы, заштриховать. Применяем трафареты, сделанные своими руками из папок-уголков для документов. Разрезав папку на четыре части и вырезав по четыре изображении маникюрными ножницами, работаем с ними уже несколько лет. Используем трафареты для развития мелкой моторики и для закрепления таких тем, как: - слова, обозначающие предмет, действие, признак предметов, с просьбой обвести соответствующий теме предмет. Тема «слоги». Прошу обвести изображение, в названии которого, например два слога и т. д.
Камешки Марблс – маленькие разноцветные помощники. Камешки Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Игры с камешками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка. На своих занятиях я использую разные виды работ, в зависимости от поставленных целей и задач. Цели: -формировать и закреплять правильный захват шарика; -упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка; -упражнять в ориентировке на плоскости листа; -работать над дифференциацией цветов; -обогащать словарный запас; -развивать фразовую речь; -формировать и закреплять правильный образ буквы.
«Веселые прищепки». Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Наблюдая за ребенком, можно определить какой рукой предпочтительнее работает - правой или левой. Материал для упражнений: разноцветные бельевые прищепки основных цветов (красный, синий, зелёный, желтый; можно добавить белый) пластмассовые или деревянные, плоская фигура из толстого картона (дерево, солнышко, морковка и др.). Ребенок берет коробку с прищепками и плоскостную фигуру. Педагог предлагает сделать лучики солнышку (разноцветные или однотонные, колючки ежику, листочки дереву и т. д.
• «Мозаика», «Пазлы»- В них есть мелкие детали, которые надо соединять между собой. При выборе пазлов надо исходить не только из эстетических предпочтений ребенка. Здесь действует правило: чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали и, соответственно, наоборот.
• «Конструктор», «Лего» - для детей старшего дошкольного возраста лучше выбирать конструкторы с мелкими деталями, с разными видами соединений. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
• Лепка из глины, пластилина, солёного теста. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима, что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
• Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.
• Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.
• Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
• Замечательно развивают мелкую моторику тренировки с объёмными буквами. Сейчас продаются такие книжки, открытки и таблички, на которых буквы не просто написаны, а сделаны объёмными. Завяжите ребёнку глаза и дайте ему ощупывать эти буквы. Пусть он попробует на ощупь определить, что за буква находится под его пальцами. Такие тренировки в целом полезны для изучения алфавита.
• Игры с использованием мелких предметов, из которых надо что-то сложить или построить, что-то взять, прикрутить или отвинтить, на что-то надеть, куда-то положить или насыпать, сжать или разжать – это то, что поможет вашему малышу в будущем лучше усваивать школьную программу. Такие занятия развивают не только воображение и мелкую моторику, но и память, аккуратность, глазомер, ассоциативное мышление, умение анализировать и принимать решения.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать подручные материалы: вырезание ножницами.
-Крупы. Смешайте фасоль, горох, чечевицу и попросите ребёнка разобрать всё в разные чашечки. Для интереса назовите игру «Золушка».
-Хорошо развивает мелкую моторику «Оригами». Да и потребуется лишь одна бумага. Хорошо бы, если сделанные работы вы смогли бы обыграть, например, придумайте совместно сказку и поиграйте в неё вместе с ребёнком.
- Игры в сухом бассейне. Спрятанный предмет. Игрушки из киндер сюрприза спрячьте в горох или фасоль, и ребенок пусть ищет все игрушки, закопанные в крупе. При выполнении этого задания происходит точечный массаж.
- Песочная терапия.
Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно можно увеличивать количество запрятанных игрушек.
Предложите ребенку смоделировать песочную проекцию. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его изобразить зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Пусть ребенок сам отберет необходимые материалы и смоделирует пространство.
Придумайте и смоделируйте песочную проекцию с различными ландшафтами (горы, водоемы, равнины и. т. д.) на основе знакомых ребенку лексических тем (например, дикие животные). Используйте для построения проекции фигурки домашних животных. Предложите ребенку исправить картину. Ребенок сам должен выбрать правильные фигурки животных и поместить их в свойственные им ландшафты.
Постановка знакомой ребенку сказки. Ребенок самостоятельно выбирает реквизит и строит декорации. Сказка может быть проиграна полностью по сюжету или берется за основу знакомый сюжет, а ребенок придумывает и доигрывает свое окончание сказки.
- Игры с тенью развивают мелкую моторику рук, воображение и фантазию у ребёнка.
-Работа с нитками очень разнообразна:
• Рисование нитью по силуэту.
• Мелкое нарезание и приклеивание к шаблону.
• Плетение разноцветными шнурками.
-Создание картин с помощью семян и плодов.
-Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем:
В новеньких сапожках
Прямо по дорожке: топ- топ- топ.
Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,
Топаем дружнее: топ- топ- топ».
Все приведенные примеры на развитие мелкой моторики очень нравятся детям, а главное приносят желаемый результат.
Таким образом, в результате систематической работы над развитием речи и мелкой моторикой пальцев рук, я добиваюсь положительных результатов в речевом развитии. По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает приобретение навыков письма, дети демонстрируют хороший нажим на письме. Все это создает благоприятную базу для более успешного усвоения программного материала на занятиях.
Так же у детей активизируются психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширяется словарный запас, а также развиваются важнейшие качества человеческой личности: способность сотрудничать, быть коммуникабельными, сочувствовать другим, сопереживать и развивать творческие способности ребят, что очень важно в дошкольной жизни детей.