Ольга Гаврелюк
Развитие мелкой моторики рук у детей старшей группы компенсирующей направленности посредством дизайнерской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики рук у детей старшей группы компенсирующей направленности через дизайнерскую деятельность в соответствии с ФГОС ДО».
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей старшей группы компенсирующей направленности посредством дизайнерской деятельности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Развитие мелкой моторики кистей рук, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – дошкольное детство, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, столкнулись с проблемой - плохо развитой мелкой моторикой рук у детей. Для решения этой проблемы используем разные методы и приемы в различных видах деятельности
Благоприятной для развития мелкой моторики у детей с речевыми проблемами является дизайнерская деятельность. Этим и определилась актуальность проекта «Развитие мелкой моторики рук у детей старшей группы компенсирующей направленности через дизайнерскую деятельность».
Цель проекта: систематизировать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей через дизайнерскую деятельность.
Задачи проекта:
- определить особенности дизайнерской деятельности детей и ее значение для развития мелкой моторики рук;
- подобрать и изготовить наглядный и изобразительный материал, необходимый для организации процесса деятельности;
- организовать дизайнерскую деятельность в группе.
Работа велась в нескольких направлениях :
1. Определение особенности дизайнерской деятельности детей и ее значения для развития мелкой моторики рук.
Занятия дизайнерской деятельностью призваны побуждать детей к творческому самовыражению, состоянию эмоционального комфорта в различных видах художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник: коллаж, торцевание, квиллинг, скрапбукинг и т. д.
Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверено пользоваться ножницами. Постоянные упражнения в вырезании - полезное и увлекательное занятие, способствующее укреплению силы мышц кисти руки и пальцев, развитию зрительного внимания, точного восприятия формы. Из вырезанных фигурок и декоративных элементов дети могут составлять коллажи, делать открытки в технике скрапбукинг.
Торцевание приучает к точным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику рук, ритмичность, развивает глазомер.
Квиллинг развивает пространственное воображение, способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным. У детей развивается захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.
Таким образом, в процессе освоения нетрадиционных техник изобразительной деятельности, используемых на занятиях детским дизайном, у детей развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальцы.
2. Создание предметно – пространственной среды, необходимой для организации процесса деятельности.
Согласно требованиям ФГОС предметно – пространственная среда должна обеспечивать организацию образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. В процессе работы по данному проекту столкнулись с проблемой отсутствия дидактических игр по детскому дизайну. Поэтому все игры были сделаны своими руками. В уголке художественного творчества и уголке рукоделия подобран разнообразный материал.
3. Организация дизайнерской деятельности в группе.
Для работы по данному направлению наметили задачи.
- развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук детей;
- знакомить детей с нетрадиционными техниками изготовления поделок (коллаж, торцевание, квиллинг, скрапбукинг);
- знакомить со способами плоскостного и объё мно-пространственного оформления: моделирование, макетирование;
- познакомить детей со способами использования современного оборудования (лекала, трафареты, степлеры и т. п.) и разных материалов;
- развивать детское художественное творчество, интерес к самостоятельному творчеству в процессе дизайнерской деятельности.
Разработали перспективный план. Опираясь на этот план, составили конспекты занятий, выбрали необходимые для будущей работы методы: объяснительно-иллюстративный - воспитатель всеми доступными средствами (рассказом, наглядностью, ТСО) организует осознанное восприятие учебного материала; репродуктивный - метод усвоения действий, формирования умений и навыков; проблемное изложение - это изложение, в котором воспитатель сам ставит проблему, создает проблемную ситуацию, раскрывает противоречие, в ней заложенное, показывает ход его разрешения, со всеми противоречиями этого решения; исследовательский - это метод, при котором воспитатель конструирует творческие задания, а дети самостоятельно их решают, то есть вычленяют проблему, определяют заложенные в ней противоречия, формулируют задачи, ищут пути ее решения.
Стараемся уйти от традиционной модели обучения, постепенно подводя детей к поисковой деятельности (дети сами ищут способ решения творческих заданий, подбирают новые комбинации из знакомых элементов).
Дизайнерскую деятельность организуем в разных формах. В индивидуальной работе используем метод подмастерья, где весь процесс работы рассматривается как взаимодействие, тесное сотворчество педагога и ребенка. А затем ребенок, хорошо овладевший техникой, помогает овладеть ею другому ребенку. В работе с подгруппой и группой детей используем работу в парах, коллективную работу.
Каждую неделю мы знакомим детей с одной лексической темой. Эта тема проходит через все формы работы с детьми. У детей обогащается познавательная сфера, накапливается художественный опыт. Полученный опыт дети закрепляют в совместной или самостоятельной дизайнерской деятельности. В этой деятельности используем проектную технологию.
Детский дизайн организуется в трех направлениях :
Первое направление - «аранжировки» - развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера (дети создают панно, коллажи, открытки, букеты, браслеты и т. д.).
Второе направление - «дизайн одежды» - ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков - эскизов, фасонов и декоративной отделки платья (дети рисуют эскизы костюмов для сказочных персонажей, бумажных кукол).
Третье направление - декоративно-пространственный дизайн - ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада (создают макеты комнат, зданий, украшения для группы или зала к праздникам).
Привлекая детей к дизайнерской деятельности, организуем тематические выставки детских работ. Особым интересом детей пользуются персональные выставки, где раскрывается талант каждого юного мастера.
Дизайнерской деятельностью дети могут заниматься и дома, поэтому большое значение придаём работе с родителями. В течение учебного года совместно с родителями проводили конкурсы на лучшую семейную поделку, различные мастер-классы. Родители интересовались методикой деятельности, помогали в подборе материалов, поддерживали интерес детей к творчеству дома. Таким образом, включились в совместную работу по развитию мелкой моторики детей в дизайнерской деятельности.
К концу учебного года у детей группы повысилось качество выполнения точных движений пальцами рук и кистью, способность координированной работы руки со зрительным восприятием. Дети активно использовали разнообразные изобразительные материалы, оборудование. Ориентировались в нетрадиционных техниках изготовления поделок. Ребята умели планировать свою деятельность, проявляли интерес к самостоятельному творчеству, к эстетической стороне окружающей действительности, искусству, художественной деятельности.
Список литературы.
1. Брыкина Е. К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г. ;
2. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
3. Кошелев В. М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г. ;
4. Перевертень Г. И. Искусные поделки из разных материалов. – М. : ООО «АСТ», 2005.
5. Тихомирова О. В., Бородкина Н. В., Соловьев Я. С. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников как инструмент реализации ФГОС. Учебное пособие. – Ярославль, ГОАО ИРО, 2014