Елена Сотникова
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. На первый взгляд это – всего лишь ловкость пальцев и кистей, позволяющая выполнять действия различной степени сложности. На самом же деле это сложнейший физиологический процесс, который координирует работу мышечной, нервной и зрительной систем организма, задействует мышление, воображение, пространственное восприятие и память. Известный педагог В. О. Сухомлинский утверждал: «Гениальность ребёнка - на кончиках его пальцев». Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться. Как известно, все центры головного мозга взаимосвязаны между собой, поэтому, развивая мелкую моторику, через зрительный центр мы одновременно стимулируем и развиваем зоны, отвечающие за речь ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – ещё и один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики будет развиваться правильно. Он умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Поэтому правильное и методическое развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка, в общем, благоприятно влияет на исправление речевых дефектов в частности. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и в бытовом плане. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, скоординированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т. д.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять определенный набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития :
• В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
• В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
• В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику.
• В 4 года правильно держит карандаш. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизывать мелкие бусы на нить, лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
• В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
• В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички.
Развитие мелкой моторики у ребёнка начинается с первых хватательных движений малыша. Детям разного возраста полезно играть разными по размеру игрушками. Чем старше становятся дети, тем мельче должны быть их игрушки. Для разных возрастных групп существуют различные способы развития мелкой моторики рук. Первая младшая группа: массаж кистей рук; пальчиковая гимнастика; собирание мелких предметов; лепка колбасок, лепёшек; вылавливание предметов ложкой или совком; выжимание губки; проталкивание мелких игрушек через отверстие; шнуровка; постройка башни из кубиков. Вторая младшая группа: пальчиковые игры; нанизывание бусинок или пуговиц на нитку; использование пинцета, пипеток, прищепок; собирание матрёшки, пирамидки; поиск предмета в тарелке с рисом; завязывание бантиков, узелков; сматывание нитки в клубок; закрепление канцелярских скрепок, резинок для волос; выдавливание фигурок из пластилина с помощью трафарета. Средняя группа: пальчиковые игры; образы из пальчиков; конструирование из счётных палочек и строительных игрушек; собирание мозаик и пазлов; изготовление аппликаций и фигур из салфеток; инсценировка стихов с помощью рук; рисование. Старшая группа: упражнения с использованием массажных резиновых мячиков с шипами; ванны с шариками; упражнение «гладильная доска»; создание картин из ниток; плетение из цветных шнурков; аппликация семенами, крупами, макаронными изделиями; конструирование из камушков, природного материала; решение логических задач со счётными палочками; изготовление украшений из пуговиц, бусинок. Подготовительная группа: пальчиковая гимнастика; массаж с помощью горошин, карандашей; игры с мелкими предметами; собирание мелкой мозаики; изобразительная деятельность; раскрашивание картинок; изготовление оригами; художественный труд с использованием плетения; аппликации; папье-маше; рисунки по клеточкам; графический диктант; прописи; рисунки по точкам; работа с ножницами; проведение по лабиринту шарика с помощью указки. Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики большое количество. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.