Наталья Тимофеева
Развитие мелкой моторики рук и познавательных способностей посредством универсальной развивающей игрушки — счетных палочек
▼ Скачать + Заказать документы
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе? Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук и познавательных способностей посредством универсальной развивающей игрушки — счетных палочек» размещена в разделах
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыками письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. А как это сделать? Конечно же, через игру и развивающие игрушки. Но современный мир игрушек настолько многообразен, что разобраться в нем не так уж и просто. Да и качественные игрушки стоят зачастую не дешево. К тому же очень часто игрушка выполняет какую-то одну функцию – развивает восприятие, мышление или мелкую моторику. А вот от игрушки, которая бы в комплексе развивала ребенка, т. е. была бы многофункциональной, надолго смогла бы увлечь ребенка, да и стоила бы не дорого, не отказался бы никто. Для начала давайте с вами поразмышляем, какой смысл несет понятие «развивающая игрушка»? И какими характерными особенностями она должна обладать? Игры и игрушки, в задачу которых входит исключительно развитие интеллектуальных способностей (математические представления, логическое мышление, речь, чаще всего и относят к категории развивающих, хотя обычная кукла развивает не меньше любой самой «развивающей» игрушки. Итак, универсальная игрушка должна быть многофункциональной, т. е. такой, чтобы с ней можно было играть по- разному, использовать в сюжетно-ролевых играх, творческих занятиях. Потому что именно такая игрушка и развивает ребенка по- настоящему.
И такая универсальная игрушка уже давно существует. Хотя большинство родителей вовсе не считают её игрушкой, а относят к школьным принадлежностям. Да и продается эта уникальная игрушка не в отделе игрушек, а в магазине канцелярских товаров. Догадались? Это всем нам давно знакомые счетные палочки. И мне бы хотелось поделиться опытом своей работы, так как счетные палочки мы используем с детьми с самого раннего возраста.
Первое упражнение подойдет для самых маленьких: «Спрячь палочку в домик». Вам понадобится любой футляр, коробка, в которой можно сделать прорезь с помощью ножниц или ножа. Покажите малышу как в неё можно прятать палочки по одной. Уверенна, что такая игра может надолго увлечь вашего малыша.
Следующее упражнение: «Изучаем цвета». Для самых маленьких выбираем 2 цвета и показываем, как их можно разложить в 2 коробки или тарелочки. Когда кроха будет легко справляться с этим заданием, можно добавить третий цвет. Ваш малыш играя, учится сравнивать, анализировать и на элементарном уровне логически мыслить.
Следующую серию упражнений можно назвать «Пластилиновая страна». Счетные палочки и пластилин прекрасное сочетание, как бы странно это не звучало. Способность во время игры совмещать различные материалы развивает воображение и умение нестандартно мыслить. Палочки во время игры могут превратиться в колючки у ежа, в стебель или лепестки у цветка, в ствол дерева или заборчик у дома, в ручки или ножки человечка, и в любые другие придуманные вами предметы.
А как интересно изучать со счетными палочками математику. Во-первых, ваш малыш легко научится считать. Самые маленькие оперируют понятиями «один» и «много», затем считают до 2, а к 3-4 годам считают до 5. Со счетными палочками детям более старшего возраста, намного легче дается изучение состава числа, а также простейшие операции сложения и вычитания. Именно со счетными палочками малышу легко понять принцип сложения и вычитания. С помощью счетных палочек ребенок может познакомиться и с геометрическими фигурами. Их можно выкладывать из палочек по образцу, по нарисованному заранее контуру. Когда малыш осваивает это задание, его можно познакомить с понятиями : «сторона», «угол», «вершина». Играя с палочками, ребенок научится логически мыслить, преобразуя одну фигуру в другую (н-р, как из квадрата сделать 2 треугольника или прямоугольника, добавив только одну палочку). При помощи пластилина легко познакомить ребенка не только с геометрическими фигурами, но и с телами (н-р, куб или конус). Очень просто объяснить малышу некоторые понятия из геометрии, н-р, что такое радиус или диаметр круга. Выкладывая дорожки различные по длине и ширине, мы знакомим с понятиями : узкий – широкий, короткий – длинный. А построив два домика различные по высоте, мы знакомим с понятиями: высокий – низкий.
С помощью счетных палочек можно упражнять ребенка в умении соотносить количество предметов и их численное обозначение. Напишите цифры на карточках и показывайте малышу карточку с числом соответствующим количеству палочек. Дети 4-5 лет свободно оперируют количеством в пределах 10, хотя нередко пересчитывают количество предметов более 5, не определив их на глаз. Легко познакомить ребенка с математическими знаками : >, <, =, выкладывая их между цифрами, тем самым научив ребенка ещё и читать такие выражения. Да и сами цифры, также как и буквы можно выкладывать из счетных палочек. В любом разделе математики счетным палочкам нет достойной альтернативы. Необходимо только немного пофантазировать.
Математика и счетные палочки – понятия привычные для нашего слуха, а вот счетные палочки и рисование, звучит немного странно. Но, тем не менее, из палочек можно выложить (т. е. нарисовать) все что угодно: дом, забор, корабль, реку, солнце…И чем больше палочек, тем интереснее результат. Ребенок в таком рисунке может воплотить любую свою фантазию.
А еще счетные палочки могут стать предметами заместителями в любой сюжетно ролевой игре. Они превращаются в «ложки», «пистолет», «термометр», «бигуди» и даже в «спагетти».
Как видите, имея желание и немного творчества, фантазии, вы можете помочь вашему ребенку познавать мир интересно и увлекательно. К тому же, используя счетные палочки в ежедневных играх, вы можете с легкостью решить проблему недоразвития мелкой моторики, которое наблюдается у большинства современных детей, особенно городских. Совсем недавно, и взрослым, и детям практически все приходилось делать руками, а сейчас на каждое занятие существует по машине. И как следствие – слабое развитие мелкой моторики, которое выливается в неготовность большинства детей к письму, проблем в речевом и интеллектуальном развитии.
«Рука - развивает мозг» - эта истина доказана неоднократно. Но как жаль, что не все взрослые уделяют развитию мелкой моторики достаточное значение или обращают внимание на проблемы слишком поздно. Давайте же оградим наших малышей от проблем в будущем. И пусть у каждого ребенка еще с самого раннего детства появится такая универсальная игрушка, как счетные палочки.