Наталья Мацакова
Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях
Очевидно, что мелкая моторика малыша является одним из важнейших инструментов, используемых на занятиях при развитии речи и мышления. Развитие происходит посредством занятий, на которых делается упор на мелкую моторику ребенка. Тем более, важно отметить, что игры и упражнения, делающие упор именно на пальцы малыша, сейчас набирают популярность и подобрать из тысячи ту, что будет подходить по всем параметрам конкретному ребенку (эффективность для ребенка, его интерес к игре и вовлеченность в процесс) не составит большого труда для логопеда.
Публикация «Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Мелкая моторика
- Темочки
Говоря об играх, развивающих мелкую моторику, важно сказать о задачах, которые они выполняют:
Образовательные (повышение уровня развития ребенка, увеличение его желания узнавать новое, обучение самостоятельной работе, анализу, сравнению, обобщению, закрепление уже приобретенных навыков);
Развивающие (развитие всех познавательных функций – восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; развитие моторики посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»);
Воспитывающие (воспитание усидчивости, самостоятельности, инициативности ребенка, обучение его работе в команде, сотрудничеству с другими детьми).
Рассмотрим некоторые игры, которые помогут логопеду на занятиях.
1. «Парочки-сапожки»
Детям предлагается «пришить» к обуви застежки.
Игра может быть эффективной в случае необходимости развития у ребенка мелкой моторики рук и сенсомоторной координации. Помимо прочего, игра помогает ребенку овладеть пространственным ориентированием, освоить такие категории, как «вверху – внизу», «справа – слева».
Как долгосрочный итог от этой игры – развитие глазомера малыша, формирование навыков усидчивости, развитие творческих способностей ребенка, произвольного внимания, происходит подготовка руки к письму. Аналогичная игра «Птички- невелички» птичкам прикрепляются крылышки такого же цвета.
2. «Сенсорные дорожки»
В комплект игры входят фетровые дорожки с пуговицами. С каждой дорожкой возможно придумать большое количество разнообразных упражнений для правой и левой руки малыша. Например, «шагать» вперед или назад, по каждой пуговке или через одну-две, приставными шагами, пальчиками обеих рук одновременно, быстро и медленно. Шагая по дорожкам, можно придумывать сказки, стишки, песенки.
Также можно использовать пальчиковые куклы.
3. Игры в сухом бассейне
Творческое начало ребенка можно развить, предложив ему игры в сухом бассейне: рисунки поверх манной крупы, насыпанной в контейнер, не только обеспечат ребенку хорошее настроение, но и разовьют его мелкую моторику и творческие способности. Так же можно поиграть в «прятки» с ребенком, немного изменив формат игры: прятаться будет не ребенок, а игрушка. Ребенку нужно показать, что за игрушка будет спрятана, после чего предмет должен поместиться в сухой бассейн. Предложите ребенку смоделировать сюжетную проекцию. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его расположить внутри контейнера зоопарк, домашних животных, лес и т. д.
Помимо всего прочего можно моделировать пространство, при этом ребенок сам выбирает необходимые материалы.