Марина Кочергина
Развитие мелкой моторики малышей
Развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Вот поэтому-то в логопедических садиках так много внимания уделяют развитию мелкой моторики : нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т. п. Наверстывают упущенное. А ведь можно начать занятия мелкой моторикой очень рано. Когда ребенок научится контролировать движения своих ручек, начните учить его: загибайте пальчики, разгибайте пальчики, делайте круговые движения, лучше всего подойдет традиционная «Сорока-белобока». Не ленитесь, ведь теперь вы знаете, что это не просто развлечение, хотя, наверняка, это станет для ребенка по-настоящему увлекательной игрой. Загибайте каждый пальчик, а большому уделите особое внимание, ведь именно он играет важную роль во всевозможных хватательных движениях. Погладьте его: «Он кашу не варил, воду не носил, дров не рубил», пусть исправляется: «вот он ходит, воду носит, дрова рубит» (пальчик двигается).И, наконец, самое интересное для малыша : ваши пальцы движутся от большого пальца вверх по его руке, на сгибе локотка задерживаются и топчутся: «здесь водица студеная», потом задерживаются на плечике: «здесь водица теплая», скользнув на бочок: «а здесь кипяток-щекоток, кипяток-щекоток». Очень важно, что вы разговариваете с малышом и вместе веселитесь. Кроме описывания круга по ладошке своим пальцем, делайте такой же круг, но с помощью пощипывания или покалывания (пальцем) : «Птичка-птичка, вот тебе водичка, вот тебе игрушки прямо на ладошке». Круг можно сделать и языком, а потом поцеловать каждый пальчик, малыш получит совершенно новые ощущения. Ближе к году просите ребенка сделать вам «Сороку-белобоку», даже если он просто дотронется о вашей ладони, обязательно хвалите. Подрастающего крошку учим делать «Ладушки», когда вы отдыхаете и держите малыша на коленях спиной к себе, очень удобно гладить его ручки одну об другую (вначале они будут сжаты в кулачки). Вы как бы раскрываете кулачки. «Ручку ручкою погладим, пальчик пальчиком потрем, отдохнем совсем немножко, а потом опять начнем», стукаем ручкой об ручку, стараясь их раскрыть.
Публикация «Развитие мелкой моторики малышей» размещена в разделах
Научите малыша «гладить собачку (мягкую игрушку, показывать, как «капает дождик» — постукивать пальчиками по твердой поверхности, делать из ладошек «чашечку» и угощать кого-то, «открывать ключиком» замочек, складывать руки в замок и в щепотку. В дальнейшем Вам нужно вводить в процесс игры различные вспомогательные материалы, игрушки, пособия. Самые простое и полезные игрушки, это кубики, пирамидки, шнуровки. Желательно, чтобы это были игрушки из натуральных материалов.
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
К развивающим играм с ребенком, не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это — интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
Поэтому, если в вашей коллекции игрушек еще нет шнуровки, то настоятельно рекомендуем ее приобрести! Игра-шнуровка поможет развить мелкую моторику, глазомер, усидчивость.
Игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Как любое упражнение на развитие мелкой моторики, игрушка активизирует развитие речи.