Елена Вернер
Развитие мелкой моторики как одна из основных здоровьесберегающих технологий в обеспечении образовательного процесса в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики как одна из основных здоровьесберегающих технологий в обеспечении образовательного процесса в ДОУ
Вернер Елена Анатольевна, воспитатель
структурное подразделение МБОУ «Тальменская СОШ №3», р. п. Тальменка
Публикация «Развитие мелкой моторики как одна из основных здоровьесберегающих технологий в обеспечении образовательного процесса в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время резко снизился уровень речевого развития детей, поэтому развитие мелкой моторики является одной из основных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, которая способствует укреплению детского здоровья. В структурном подразделении МБОУ «Тальменская СОШ №3» работа по развитию речи ведется постоянно, ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок правильно говорил.
Начиная работу в первой младшей группе, обратила внимание на то, что у большинства детей имеются проблемы с речью: либо ребёнок совсем не разговаривает, либо разговаривает плохо. Многие дети не умеют держать ложку, карандаш, им трудно собрать рассыпавшиеся мелкие предметы. Исходя из этого, решила взять тему самообразования «Развитие мелкой моторики через различные виды деятельности», потому что от этого зависят навыки самообслуживания детей и дальнейшее овладение навыком письма.
Для данной работы необходимо создать разнообразную предметно-развивающую среду : картотеки пальчиковых игр, игры с пуговицами, «Массажные перчатки», игры-шнуровки, дидактические игры с прищепками. В играх с прищепками ребёнок задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. В книжном уголке можно создать картотеку рисунков, где используется штриховка. Центр художественного творчества пополнить предметами для нетрадиционной техники рисования, картотекой «штриховки-дорисовки». Уголок экспериментирования пополнить природным и бросовым материалом, различными видами круп. Хорошим подспорьем в данной работе служит «тестопластика», во время которой задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Во время лепки из теста массируются активные точки пальцев рук и благодаря этому улучшается работа всех органов ребёнка.
Ежедневно во всех возрастных группах проводятся пальчиковые игры, так как они переключают внимание ребёнка, снимают усталость и напряжение. Важно вовлекать все пальчики, как правой, так и левой руки, сопровождая стихами, они развивают не только мелкую моторику, но и умение слушать.
Для развития моторики используются такие упражнения и игры:
- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок, прищепки, счётные палочки, крупы и т. д.); детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, откручивать и закручивать крышки, из палочек составлять предметы;
- Нанизывание колечек, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков, завязывание шнурков;
- Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров);
- Работа с карандашом (обводка по контуру, по точкам, раскрашивание, штриховка, выполнение графических заданий);
- Работа с пластилином, глиной, тестом;
- Игры в «сухом бассейне», наполненном фасолью или цветными крышками;
- Игры с конструктором, пазлами, мозаиками, пирамидками;
- Игры с водой (переливание жидкости из одной ёмкости в другую);
- Рисование (кистью, пальчиками, ладошками, ватными палочками и т. д.);
-Игры с песком и манкой (предлагается пересыпать ложкой в разные ёмкости, найти мелкие предметы, спрятанные в песке).
Известно, что развивать ребенка нельзя без участия родителей. Поэтому необходимо на родительском собрании проводить беседы о том, как важно развивать мелкую моторику рук и предлагать специальные игры - упражнения для пальчиков, настольные игры; а также привлекать родителей к изготовлению игр своими руками, например, игры с сенсорными мешочками. Их шьют из плотной ткани, наполняют крупой, макаронами, пуговицами, природным материалом. Также совместно с родителями можно создать развивающий тренажер «Волшебная подушка», который учит застёгивать, расстегивать различные молнии, пуговицы, кнопки, завязывать и развязывать шнурки.
Результатом работы по развитию мелкой моторики считаю положительные эмоции детей, хорошее настроение, которое помогает успешному овладению речью, развивает память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать. А это значит, что дети развиваются всесторонне.
Закончить свою статью хочется словами И. П. Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Литература:
1. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики - М : Эксмо, 2011
2. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Изд. дом «Литера», 2006. - 18 с.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
4. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М. : «Карапуз», 2007. - 18 с.
5. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М. : АСТ, 1999. — 48 с.
6. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О. А. Зажигина. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022. – 96 с.
7. Найбауэр А. В., Куракина О. В., Развивающие игровые сеансы в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий с детьми 1-3 лет. – 2-е изд., исп. И доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022. - 336 с.
8. Интернет ресурсы