Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики и ее влияние на развитие речи дошкольников

Барият Алибекгаджиева
Развитие мелкой моторики и ее влияние на развитие речи дошкольников
▼ Скачать +Заказ

Перед всеми родителями стоят вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? А для этого необходимо развивать мелкую моторику и улучшать координацию движений ребенка.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Публикация «Развитие мелкой моторики и ее влияние на развитие речи дошкольников» размещена в разделах

В связи с этим в системе воспитания и обучения детей предусмотрены специальные воспитательно- коррекционные мероприятия в данном направлении: физическое укрепление мышц кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому способствуют такие виды методик, как пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, попевок и народных сказок; массажи с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; катание шестигранных карандашей между ладонями; народные игры такие как «Ладушки, «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие; театр теней рук, движения-подражания кистями и пальцами рук; складывание рисунков из палочек.

Чтобы определить состояния мелкой моторики рук вашего ребенка не обязательно использовать какие-то специальные методики. Достаточно обращать внимание на то, как ребёнок держит чашку, ложку, вилку, карандаш, как действуют пальчики при лепке, как пластично двигаются ладони при умывании.

Обнаружив отставание у ребёнка, стоит заняться с ребёнком развитием мелкой моторики. Чем раньше начнётся воздействие, тем лучше будет результат. Занятия должны вызывать у самого ребёнка благоприятный эмоциональный отклик. А иначе эмоциональное напряжение от неприятного занятия может вызвать обратный эффект, т. е. действия не будут иметь результата. Поэтому необходимо обсудить с ребёнком с чем ему больше нравится работать.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

В помощь родителям различные игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук :

Игра «Рыбка» (для детей с 3- 4 лет).

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов : кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п.

Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

«Сладкий чай»

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

Координация речи с движением (для детей 4-5 лет).

Мамины помощники

Решили маме мы помочь и воду в таз налили,

Насыпали в таз порошка, белье все замочили.

Стирали долго мы его, о доску даже терли,

Не разорвали ничего, а полоскали сколько!

Упражнение «Построй кораблик» (для детей 5-6 лет).

- Ребята, а когда на улице много ручейков, какую игрушку мастерят дети? (Кораблик.) Детям предлагается выложить кораблик из палочек, или построить из мелкого лего конструктора, либо из бумаги можно использовать различные виды конструирования учитывая интересы детей.

• Лепка из глины и пластилина, соленого теста. Лепите в месте с ребенком. Покупайте специальную красочную литературу. И вы увидите с каким желанием он начнет заниматься лепкой. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук.

• Рисование или раскрашивание картинок – Нужно вызвать интерес у ребенка с помощью красочных специальных пособий с любимыми сказочными героями сопровождая чтением художественной литературы.

• Изготовление поделок из бумаги. Например конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Конструируя из бумаги, дети не просто создают какую- либо поделку, но и выражают свое отношение к отображенному образу, иногда даже нарушая для этого его реальные пропорции, цвет и форму. И, конечно же, важной частью развития мелкой моторики является самостоятельное вырезание ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ можно оценить, насколько развита, мелкая моторика рук и движения пальчиков вашего ребенка.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, семян и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

• Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость.

• Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков, винтиков, гаек и т. п. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

• Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы, огурцов и мелких плодов. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

• Переборка круп, пуговиц, бусин и т. п. Например, насыпать в небольшое блюдце гороха, и фасоль и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь.

Помните! Любые игры и упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!

Список использованных источников

Литература:

1. Новикова И. В. Конструирование из бумаги в детском саду: Академия развития 2010.

2. Безруких М., Ефимова С., Князева М. Как подготовить ребенка к школе. – Тула: Арктоус, 1996.

3. Максимова Е., Рахматуллина О., Травкина О., Черных А. Готовим пальчики к письму. Развивающая программа по подготовке к школе. Москва, Обруч, 2011.

4. Стефанова Н. Л Формирование мелкой моторики, развитие речи. Издательство «Учитель» 2013

Список использованных источников

Литература:

1. Новикова И. В. Конструирование из бумаги в детском саду: Академия развития 2010.

2. Безруких М., Ефимова С., Князева М. Как подготовить ребенка к школе. – Тула: Арктоус, 1996.

3. Максимова Е., Рахматуллина О., Травкина О., Черных А. Готовим пальчики к письму. Развивающая программа по подготовке к школе. Москва, Обруч, 2011.

4. Стефанова Н. Л Формирование мелкой моторики, развитие речи. Издательство «Учитель» 2013

url]bella17061985@mail.ru[/url]h3][/h3]

Публикации по теме:

Презентация «Круглый стол педагогов детского сада и школы по проблеме преемственности» В данной презентации представлен материал по работе со школой в вопросах преемственности. Рассмотрены вопросы мотивации детей к обучению.

Развитие мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики рук позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики и ее влияние на развитие речи дошкольников
Опубликовано: 29 мая 2014 в 22:49
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики и ее влияние на развитие речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Барият Алибекгаджиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД