Елена Иванова
Развитие мелкой моторики детей. Занятие в младшей группе «Наши чудесные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский: "Истоки способностей и дарований
детей находятся на кончиках их пальцев"
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих нарушения в речевом развитии. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это связано с тем, что речевой центр в коре головного мозга и центр, отвечающий за мелкую моторику, находятся очень близко друг к другу. Рука в процессе формирования созревает раньше и как бы «тянет» за собой развитие речи, а вместе с ней и интеллект. Поэтому с самого раннего возраста необходимо развивать маленькие пальчики. Ежедневный массаж ладошек с растиранием каждого пальчика, гимнастика, игры с пазлами, мозаикой, кубиками растормаживают нервные клетки речевого центра и побуждают их к работе. Для достижения желаемого эффекта работу по развитию тонкой моторики необходимо сделать систематической. Традиционно пальчиковая гимнастика проводится в сочетании движений с речью. Сочетание движений пальцев с речевым сопровождением в стихотворной форме обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется, делается более громкой, четкой и эмоциональной, наличие рифмы позитивно влияет на слуховое восприятие. В ходе таких занятий детям предлагается «конструировать» из пальцев различные объекты и предметы. Дети изображают зайцев, собак, птиц и многое другое. Такая необычная игровая деятельность у детей вызывает ярко выраженный интерес и позитивный эмоциональный настрой, что позволяет предельно максимально мобилизовать внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести нужную комбинацию стимулирует процесс запоминания. Итак, развитие и совершенствование тонкой моторики позволяет : опосредованно стимулировать деятельность речевых зон коры головного мозга, совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью, а также облегчить будущим школьникам освоение письма.
Публикация «Развитие мелкой моторики детей, Занятие в младшей группе „Наши чудесные пальчики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
Ниже представлено занятие, которое направленно на развитие и совершенствование мелкой моторики и речи.
Занятие "Наши чудесные пальчики".
Цель: развитие высших психических функций
Категория участников: дети 3-4 лет
Количество человек: 8-10
Задачи:
1. Развитие тонкой моторики рук и тактильной чувствительности 2. Снятие эмоционального напряжения, преодоление двигательных автоматизмов.
3. Создание позитивного фона настроения.
Оборудование: глубокая пластиковая миска или тарелка, фасоль белая и красная, маленькие тарелочки по количеству детей.
Вводная часть.
1. Приветствие.
Все дети и психолог встают вкруг, держась за руки, и, проговаривая по слогам «Здрав-ствуй-те», делают шаг вперед и встречаются в центре круга.
2. Упражнение «Волшебник»
Хлопать в ладоши в такт стихотворения:
Шел волшебник на работу,
Сел на ежика в субботу,
Скушал яблочный пирог,
На затылке вырос рог.
3. Упражнение «Флажок».
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) – вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Основная часть.
1. Упражнение «Зайка»
Сложить пальчики в виде мордочки зайчика и пошевелить ушками зайчика (двумя пальцами, проговаривая слова:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
(Некоторые дети не могут найти нужный набор движений, они начинают перебирать пальчики, выставлять другие или не могут выполнить тоже самое упражнение другой рукой, им необходимо помочь сложить пальчики правильно и зафиксировать комбинацию. Когда ребенок самостоятельно может выполнить упражнение одной рукой, предложите ему сделать тоже самое другой рукой, а затем двумя руками одновременно).
2. Игра «Волшебный мешочек»
Различные предметы складываются в мешочек, затем ребенок с закрытыми глазами, на ощупь должен отгадать какой это предмет.
(Если дети затрудняются в определении предмета на ощупь, то
предварительно можно продемонстрировать, что находится в мешочке.)
3. Психогимнастика.
Ой, лады, лады, лады (хлопать в ладоши)
Не боимся мы воды (повороты головы вправо и влево)
Чисто умываемся, (поглаживать личико круговыми движениями)
Маме улыбаемся! (вытянуть руки вперед и улыбнуться)
4. Игра «Золушка»
Смешать в большой глубокой тарелке красную и белую фасоль, и предложить детям рассортировать её по тарелочкам.
(Сортировать можно различные крупы, макароны, камешки, бусины)
5. Игра «Ручки»
У меня пропали ручки. (убрать ручки за спину)
Где вы рученьки мои? (оглядеться по сторонам)
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять! (показать ручки)
Заключительная часть.
1. Упражнение – рефлексия «Понравилось – не понравилось»
Предложить детям по кругу сказать, чем занимались на занятии, чему научились, было хорошо или плохо.
2. Прощание.
Дети, взявшись за руки, собираются в круг. Затем, говоря «До
свидания», машут рукой на прощание.
Используемая литература:
1. Г. А. Ширкова, Е. Г. Жадько “Практикум для детского психолога” – Ростов н/Д. : 2005.
2. И. Ю. Кондратенко “Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте” - М. : 2005