Сахапова Татьяна Геннадьевна
Развитие мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика — это последовательность и точность движений,
необходимых для осуществления различных действий с мелкими
предметами, с помощью задействования кистей и пальцев рук и ног.
Мелкая моторика прослеживается у детей с раннего возраста, когда они
только-только учатся держать игрушку. Сначала идёт развитие кисти,
Публикация «Развитие мелкой моторики» размещена в разделах
движений пальцев, затем формируется становление речи. Формирование
речи через развитие мелкой моторики происходит за счёт воздействия
нервных окончаний на отделы мозга, отвечающие за моторику и речь,
которые находятся рядом друг с другом.
Мелкая моторика у детей в возрасте 3 лет
На этом этапе развития дети уже гораздо лучше управляют своими мышцами.
Например, в этом возрасте ребенок умеет двигать пальцами как по отдельности,
так и всеми вместе. Это заметно по тому, как он держит карандаш или мелок —
теперь это больше похоже на то, как бы это стал делать взрослый. В этом
возрасте ребенок начинает больше внимания уделять тому, что его окружает, в
частности предметам. Например, во время игры он особым образом
раскладывает игрушки. Он может пользоваться различными инструментами и
приспособлениями, похожими на взрослые, например вырезает детскими
ножницами фигуры из бумаги. У него все лучше получается делать что-то из
подручных материалов. Некоторым детям на этом этапе нравится
экспериментировать с художественными материалами.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и
упражнения.
1. Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой
моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с
использованием «пальчиковой» гимнастики
стимулирует развитие речи,
пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту
реакции и эмоциональнуювыразительность.
Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
2. Оригами
– конструирование из бумаги
– это ещё один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.
3. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику
рук у детей.
4. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами -
их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины, пересыпать
ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в
пластиковую бутылку с узким горлышком и т. д.
Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:
• игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся
с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая,
приминая, отщипывая, примазывая и т. д.
•рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или
фломастеры «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для
того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима,
для того, чтобы провести линию, той или иной толщины, раскраски.
• мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек
тоже невозможно недооценить.
застёгивание пуговиц,
«Волшебные замочки» - играют немаловажную роль для пальцев рук.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь
следующих положительных результатов:
кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.