Елена Харитонцева
Развитие мелкой маторики
▼ Скачать + Заказать документы
Учёные доказали, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Поэтому тренировка движений пальцев рук является фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Уже давно, доказано, что и мысль, и глаза ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Публикация «Развитие мелкой маторики» размещена в разделах
Педагогов и родителей должно насторожить, если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании и раскрашивании. Ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировке пальцев руки. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, это говорит о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением окружность (по образцу, если ребёнок имеет склонность фиксировать кисти на плоскости, он не справиться с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего размера или будет рисовать её в несколько приёмов, передвигая руку.
Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, тем самым воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц руки. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
Виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук :
- пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками (массаж подушечек пальцев рук, массаж фаланг пальцев, массаж «прижимающий», «щелчки», «цепочки», потягивание за кончики пальцев; «ладонь- кулак», поочерёдное соединение всех пальцев, соединение одноимённых пальцев)
- специальные упражнения, без речевого сопровождения, с использованием специального оборудования (массажные резиновые мячи разного размера, Суджок, коврики, массажные валы, эспандеры)
- игры и действия с игрушками и предметами (застегивание и расстегивание пуговиц, замков, раскладывание пуговиц, палочек разных по толщине, фасоли, горох, зерен, желудей, шишек, нанизывание бусинок, колечек, игры с мозаикой, строительным материалом,с прищепками, шнурками, верёвочками, самомассаж пульками, упражнения с чётками, бусами, упражнения с пробками, упражнения со счётными палочками)
- художественное творчество (обведение контуров одной рукой и сразу двумя руками, штриховка в разных направлениях, графические упражнения, лепка с использованием различного материала, раскрашивание картинок, работа с ножницами, складывание бумаги разного качества, оригами, поделки из природного материала)
-шитьё, вязание, плетение, вышивание, бисероплетение - эти занятия укрепляют мышцы руки, способствуют развитию произвольного внимания, мышления и процессов памяти.