Папки-передвижки

Развитие математических способностей у дошкольников на освнове фольклора

Татьяна Рауткина
Развитие математических способностей у дошкольников на освнове фольклора
▼ Скачать +Заказ

Развитие математических способностей у дошкольников.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но также и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями.

Публикация «Развитие математических способностей у дошкольников на освнове фольклора» размещена в разделах

К. Д. Ушинский писал: «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Приобщая детей к общечеловеческим ценностям необходимо воспитывать наших детей на основе традиций русского народа.

Задачи:

- Воспитывать гордость за свой народ;

- Побуждать чувство любви к Родине;

- Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти там свое место.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. Русские народные сказки, пословицы, поговорки, загадки, считалки привлекают вниманием не только как жанр устного народного творчества. В них заключается огромный потенциал для умственного развития ребенка.

Выдающиеся отечественные педагоги К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. М. Леушина и другие неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных жанров, как средство воспитания и обучения детей.

К малым фольклорным жанрам относятся произведения, различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак – небольшой объем.

Фольклор – это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов, построенных на прекрасных рифмах, соприкосновение с которыми очень важно с малых лет.

Малые фольклорные жанры способствуют не только знакомству, закреплению знаний детей о числах, величинах, геометрических фигур и т. д., но и развитию мышления, речи, тренировке внимания, памяти, развитию познавательной активности.

Через фольклорные жанры мы знакомим детей с числами, величиной, закрепляем знания о них и используем как игровой материал.

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, отмечаются простейшие математические отношения. Загадка может служить исходным материалом для знакомства с математическими понятиями – число, величина, отношение. Например:

На четырех ногах стою,

Ходить же вовсе не могу.

Когда устанешь ты гулять

Ты можешь сесть и отдыхать (стул).

Скороговорки можно разучивать на занятии и в режимные моменты. Например, во время знакомства с числами и цифрами первого десятка используют следующие скороговорки:

Шесть мышат в камыше шуршат.

Три сороки, три трещотки потеряли по три щётки,

Три сегодня, три вчера, три ещё позавчера.

Пословицы, поговорки, загадки и скороговорки можно включать в занятия по математике с целью закрепления количественных представлений.

Интересные возможности представляет работа со считалками, применяемыми детьми не только для определения ведущего или распределение ролей в игре, но и способствует развитию количественных представлений, умению называть числа в прямом и обратном порядке. Часто маленькие дети не правильно считают, пропускают числа, быстрее запомнить счет помогает считалка. Например:

Раз, два, три, четыре, пять

Надо нам друзей искать,

А без друга в жизни туго

Выходи скорей из круга.

Какую математическую задачу можно повторить, используя отрывки из русских народных сказок? Это количественный и порядковый счет, сравнение величины, форма. Приведу пример. Взрослый показывает лист бумаги (ватманский лист, на котором наклеены две ё лочки: одна – в левом верхнем углу, другая – в правом нижнем. Причем разница по высоте елочек едва различима на глаз. Дети слушают сказку: «Под одной из ёлок зарыт клад. Два добрых медвежонка хотят помочь Ивану-царевичу найти его. Медвежата знают секрет: клад зарыт под той елкой, которая выше. Но медвежата никак не могут определить, какая ёлка выше, поэтому не знают где копать. Они все спорят, а Иван-царевич ждет…»

Дети моментально включаются в сказочную ситуацию, так как перед ними интересная задача – помочь Ивану-царевичу отыскать клад. Сначала дети пытаются измерить высоту елок на глаз. На это следует возразить: «А вдруг ты ошибся! Тогда медвежата потратят столько сил, а клад не найдут». Начинается поиск решений. Сделав мерку, равную одной из ёлок, можно определить, какая ёлка выше, и указать медвежатам, под какой из них капать клад.

Для творчества необходимы знания. Чем больше знаний имеет человек, тем разнообразнее будут его подходы к решению творческой задачи. Именно поэтому с изучением теории методики большое внимание должно уделяться сбору практического материала по математике : загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки.

Педагог, творчески используя фольклор как эмоционально-образное средство влияния на детей, поддерживает их интерес к изучению математики посредством русских народных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься математикой.

Публикации по теме:

Презентация на тему Методы работы с блоками Дьенеша и палочками Куизинера Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые.

Презентация «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности» Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических способностей у дошкольников на освнове фольклора
Опубликовано: 13 октября 2013 в 12:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие математических способностей у дошкольников на освнове фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Рауткина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД