Наталия Терехова
Развитие математических способностей у дошкольников средствами даров Ф. Фрёбеля
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Публикация «Развитие математических способностей у дошкольников средствами даров Ф, Фрёбеля» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие _ значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Дары Ф. Фребеля – самый первый в мире обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста, который известен и используется до сих пор. Если во времена Фребеля использовались всего 6 «даров», то в настоящее время «Дары Фребеля» представляют собой игровой набор из 14 модулей: «Текстильные мячики», «Основные тела», «Куб из кубиков», «Куб из брусков», «Кубики и призмы», «Кубики, столбики, кирпичики», «Цветные фигуры», «Палочки», «Кольца и полукольца», «Фишки», «Цветные тела», «Мозаика. Шнуровка», «Башенки», «Арки и цифры».
В современных игровых наборах «Дары Фребеля» помимо самих конструкторских наборов обязательно прилагаются методические пособия для работы с ними.
Подобранные и разработанные задания систематизированы в три раздела: количество и счет, геометрические формы и величина. Данные разделы выбраны в соответствии с программными направлениями работы по формированию элементарных математических представлений. В частности, подобранные задания направлены на развитие различных математических умений ребенка.
Например:
- задания из раздела «Величина» способствуют развитию таких мыслительных операций, как сравнение (задание «Какое кольцо больше», детям необходимо показать сначала большое кольцо, затем маленькое, разделить на 2 группы, классификация (задание «Какой?», детям необходимо найти ленты одинаковой длины или ширины);
- задания из раздела «Количество и счет» направлены на развитие умения классифицировать (задание «Много-мало», в котором детям нужно разделить палочки на 2 группы по длине, умение устанавливать соответствие количества с цифрой (задание «Счетная мозаика»);
- задания из раздела «Геометрические фигуры» способствуют развитию таких мыслительных операций, как абстрагирование (задание «Подбери по форме», в котором дети должны разложить фигуры по форме, не обращая внимания на цвет, конкретизация (задание «Найди и назови», где детям необходимо назвать определенную фигуру, вычленив ее из группы других по определенным признакам: цвету, форме, размеру).
Подобранные задания можно использовать на всех этапах занятия, в совместной или самостоятельной деятельности детей, а также в направлении коррекционной работы, для закрепления полученных знаний и умений в индивидуальной или подгрупповой формах работы.
Используя игровой набор при знакомстве с формой, цветом, свойствами предметов ребенок имеет возможность потрогать фигуры, изучить их не только словесно, но и тактильно, что имеет очень большое значение для дальнейшего усвоения программы. В дальнейшем ему будет проще представить (вообразить) фигуру, часть, целое.
Такой набор – «дар Фребеля» позволяет научить ребенка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятие длины, ширины.
Сам же Фребель видел в нем философскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира и его божественное начало, философские законы построения Вселенной. И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает. Так, шар был символом «единства в единстве», бесконечности, движения. Куб — символом покоя, «единства в многообразии» (он по-разному представлен нам, если мы посмотрим на его вершину, на ребро или на сторону). А цилиндр сочетает в себе свойства куба и шара – он устойчив в вертикальном положении, и подвижен и катится в горизонтальном положении.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение игрового набора «Дары Фребеля» в образовательном процессе позволит повысить эффективность усвоения детьми дошкольного возраста необходимого материала, ускорить процесс развития простейших логических структур мышления и математических представлений