Нестерова
Развитие математических способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Математические способности подразумевают целый комплекс разнообразных умений. Быстрота подсчета и способность к запоминанию больших объемов цифр не являются решающими факторами. Ребенок, которому свойственно подходить к решению задач вдумчиво, медленно и обстоятельно, тоже может успешно постигать математику.
Ключевыми моментами являются:
Публикация «Развитие математических способностей у дошкольников» размещена в разделах
способность обобщать математический материал и видеть общие характеристики у разных предметов — умение находить главное и исключать ненужное в большом количестве различной информации;
навыки использования чисел и знаков — развитая математическая память;
способность мыслить абстрактными структурами — умение отвлечься от решения задачи и переключиться на картину в целом, способность мыслить прямо и в обратной последовательности;
склонность к самостоятельным умозаключениям без использования шаблонов — способность применять полученные знания в разных ситуациях;
уверенное пространственное мышление — точное использование понятий «низ» и «верх», «право» и «лево».
Как проявляются способности к математике?
Человек, обладающий способностями к математике, демонстрирует интерес к познанию, желание докопаться до сути проблемы или явления, стремление получить ответ на заданный вопрос. Также важным показателем является высокий уровень развития памяти. Такие люди с детства быстро и надолго запоминают увиденное и услышанное, могут пользоваться своими знаниями при необходимости.
Не менее важно развитое воображение. Оно позволяет ребенку совершать попытки усовершенствования игр и окружающих предметов, строить и придумывать в своей голове различные фантастические миры. Это свидетельствует о том, что у него нет проблем с визуализацией данных и пространственными представлениями. В будущем живое воображение значительно облегчает решение математических задач.
Вот лишь несколько детских проблем с учебой, которые преодолеваются благодаря развитию математического мышления :
при обучении результаты сложения и вычитания заучиваются наизусть — первое время школьнику удается справляться с задачами, но через пару месяцев выявляется несформированность собственного продуктивного мышления;
отсутствует интерес к самой науке — ребенок не представляет математику за пределами задач из школьного учебника, не видит ее в основе научных разработок и мышления людей;
неудачи на уроках снижают мотивацию к освоению новых знаний — из-за плохого отношения к математике результаты продолжают ухудшаться.
От чего зависит уровень способностей к математике?
Существует заблуждение, что склонность к точным или гуманитарным наукам наследуется от родителей. Но генетические механизмы, возникшие миллиарды лет назад, не в состоянии влиять на те функции, которые появились в XVI–XVII веке, когда сложились основные научные школы. Все способности человека, в том числе математические, — это не предопределенный навык. Они формируются и развиваются через обучение, закрепляются на практике. Ввиду этого важно не только развить какую-то черту, но и совершенствовать ее путем регулярных упражнений.
Каждая способность у ребенка проходит определенные этапы развития :
познание, знакомство с предметом и изучение необходимого материала;
применение новых знаний в самостоятельной игре;
закрепление, неоднократное возвращение к занятиям и повтор ранее изученного;
расширение знаний о предмете или способности;
дополнение самостоятельной игры новым знанием;
адаптация, перенос знаний из игровой ситуации в быт.
Любой новый навык должен несколько раз пройти через этап применения. Родителям важно предоставить ребенку возможность использовать полученные данные, включать их в самостоятельную игру. На осмысление и закрепление каждого незначительного прогресса в знаниях требуется время. Если ребенок не может усвоить полученные знания через игру, высока вероятность того, что он их забудет. Поэтому после каждого урока малыша нужно отвлекать. Родители могут предложить поиграть и в процессе показать, как использовать новые умения.
Как развивать математические способности у дошкольников?
Наиболее благоприятный период для развития новых способностей — раннее детство и младший дошкольный возраст. Важно своевременно увидеть интерес ребенка и начать развивать его. А регулярные занятия станут залогом успеха. Важно, чтобы развитие математических способностей шло параллельно с изучением основ операций с числами.
Наши рекомендации:
развивайте навыки устного счета — эта деятельность тренирует память, концентрацию внимания и логику;
решайте головоломки совместно с ребенком — упражнения помогают быстрее анализировать повседневные дела и справляться с различными задачами в школе;
развивайте умение классифицировать предметы и ориентироваться в пространстве;
учите определять размеры предметов — здесь важны не результаты измерений, а принципы их проведения (например, с помощью лент, веточек, пальцев рук).
В занятия с дошкольниками важно включать элементы игры. Например, на прогулке можно попросить ребенка найти три красных листочка и шесть шишек в парке. Также отличным подспорьем для развития математических способностей через игру станут кубики и пирамидки, конструктор. Детям постарше можно предложить пазлы, лото или домино, шашки и шахматы, ролевые сюжеты.
Большинство педагогов советуют использовать в обучении счетные палочки. Этот универсальный и удобный инструмент пригодится при изучении единиц счета, при знакомстве с геометрическими фигурами (ребенок может выложить треугольник или квадрат) и т. д. Игры на компьютере или телефоне тоже могут быть чрезвычайно полезны. Например, стратегии, где город развивается в условиях ограниченности ресурсов, учат просчитывать варианты и комбинировать ходы.
Что делать, если ребенок скучает?
Мы предлагаем:
Поменять форму подачи материала. Исключить слишком сложные для понимания объяснения и добавить игровые элементы. Дошкольники не могут воспринимать информацию в виде классического урока, им нужно показывать новый материал в увлекательной форме.
Проявить интерес к предмету, не привлекая ребенка к занятиям. Дети младшего возраста любят подражать взрослым, им интересно все, что делают родители. Чтобы привлечь ребенка к занятиям, можно начать играть с выбранными предметами и вслух объяснять то, что вы делаете, показывать собственную заинтересованность процессом. Ребенок обязательно поспешит присоединиться.
Проверить, подходит ли знание и умение ребенку по возрасту. Дети теряют интерес к занятиям, которые кажутся им слишком простыми или слишком сложными.