Юлия Цветкова
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством конструкторов LEGO
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема формирования и развития
математических способностей – одна из распространенных проблем
дошкольной педагогики. Математика обладает уникальным развивающим
эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи,
воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий
потенциал личности. Математика – один из трудных учебных предметов.
Публикация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством конструкторов LEGO» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Математика, игры, занятия по ФЭМП
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Строительный материал. Методические разработки
- Темочки
Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы
детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью. Потребность в
целенаправленном формировании у детей таких качеств, как умение
применять полученные знания, умения, и навыки в жизненных ситуациях
уже осознаётся психологами и педагогами.
В настоящее время мы стремимся найти такую форму
обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского
сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа,
синтеза, сравнения, классификации, имела бы связь с другими видами
деятельности, и самое главное, нравилась бы детям.
Практика обучения показала: на успешность влияют не только
содержание предлагаемого материала, но и форма подачи,
которая способна заинтересовать ребенка и вызвать познавательноисследовательскую активность детей. Взрослые должны не подавлять, а
поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а
также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы
радость открытий.
В математическом образовании дошкольников можно эффективно
использовать такую форму работы,
как конструирование. Конструирование — это изготовление детьми
(с помощью взрослых, под их руководством и самостоятельно) простых
моделей игр, пособий для себя и для малышей, а также плоскостных и
объемных моделей.
В дошкольном учреждении требования к лего - конструированию
достаточно просты. Дети создают конструкции с опорой на схемы. Но
даже это позволяет не только развивать у детей навыки
конструирования, но и решать задачи других образовательных областей,
предусмотренные программой. Используя конструктор, перед детьми
ставятся простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая
которые они, сами того не замечая, обучаются.
При помощи LEGO - конструкторов можно создать эффективную
предметно-игровую среду для развития и обучения
ребенка. Конструкторы LEGO имеют высокий образовательный
и развивающий потенциал. При правильном подходе с
его помощью можно добиться впечатляющих результатов.
Как известно, применение LEGO способствует :
• Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются
детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
• Формировать первоначальные измерительные умения (измерять
длину, ширину, высоту предметов);
• Развитию и совершенствованию высших психических функций
(памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких
мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение,
сравнение);
• Развитию умения ориентироваться в пространстве и на плоскости;
• Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой
моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
• Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг
к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли,
объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
• Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи,
т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких
деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в
дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат
работы.)
Конструкторы LEGO можно использовать во всех образовательных
областях. Но именно конструирование, наполненное математическим
содержанием, является основой математического развития
дошкольников. Игры и совместная деятельность взрослых с детьми в
детских садах, конечно, не обходятся без конструкторов. Конструктор
LEGO является очень подходящим материалом для целей
математического развития, будучи образным для ребенка, доступным для
его тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный
мир математических задач.
Особое внимание уделяется формированию умения группировать
предметы по признакам (свойствам, сначала по одному, а затем по
двум (форма и размер). Игра должна быть направлена
на развитие логического мышления, а именно на умение устанавливать
простейшие закономерности: порядок чередования фигур по форме,
размеру, цвету. Этому способствуют и игровые упражнения на
нахождение пропущенной в ряду фигуры.
С помощью конструктора можно составлять и решать задачи. Когда
решение задачи превращается в интересную и увлекательную игру, то и
процесс познания и усвоения материала становится легким. Составляя
задачи дети могут сделать объемные фигуры, чтобы рассказать свою
интересную историю. Умение составлять задачу пригодится детям в школе,
а если они поймут, что этот процесс интересен, то в школе они будут
делать это с легкостью.
Конструктор помогает детям научится ориентироваться в
пространстве. С помощью LEGO можно составлять схемы, планы,
маршруты, карты. Также можно научить "читать" простейшую графическую
информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и
направление их движения в пространстве. Пластины LEGO можно
использовать как лист бумаги или как фланелеграф. Например, дать
задание расположить солнышко в верхнем левом углу, дерево внизу
справа, дом внизу слева, под деревом гриб, над домом птица. Вот так дети
учатся и конструировать, и ориентироваться на платформе.
В процессе совместной деятельности взрослого с детьми по развитию
математических способностей с конструктором у детей
вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить
самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое,
ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений,
понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей
включаются в игру с конструктором с огромным желанием, прилагая все
усилия, чтобы не подвести товарищей.
Конструктор есть почти в каждой семье. Это прекрасное средство
обучения, облегчающее жизнь родителей в нашем суматошном мире.
Организуя для родителей нетрадиционные родительские собрания,
праздники, тематические домашние задания педагоги помогают понять
родителям, как можно разнообразить использование конструктора.
Совместная деятельность родителей и детей в детском саду и дома -
бесценный опыт, лучший способ для установления эмоционального
благополучия в семье.
Легоконструирование - эффективное воспитательное средство,
которое помогаетобъединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса
воспитания и развития ребенка. В совместной игре ребенок становится
более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально
отзывчивым.